—>
Алексей Бырков
Фото:
компания CATL
Руководство китайской компании CATL, крупнейшего в мире производителя тяговых аккумуляторов для электромобилей, считает, что твердотельные батареи по-прежнему очень далеки от массового производства. Основатель и глава CATL Робин Цзэн выразил сомнение в их длительном сроке службы и безопасности при эксплуатации. Поэтому ни о каком серийном производстве твердотельных элементов в ближайшие годы не может быть и речи, а для их доработки потребуются длительные исследования и тщательное совершенствование производственных процессов.
Глава CATL пояснил, что для производства анодов к твердотельным батареям необходим чистейший литий, а для эффективной работы материалы должны находиться под высоким давлением, которое не просто небезопасно, но и труднодостижимо в реальной эксплуатации. Даже в идеальных лабораторных условиях твердотельные аккумуляторные ячейки выдерживают лишь десять циклов заряда/разряда без потери эксплуатационных характеристик из-за термического расширения лития. Кроме того, из-за высокого давления даже при незначительном повреждении оболочки элемента питания (и уж тем более при аварии) происходит реакция лития с влагой в воздухе — и выделяется токсичный гидроксид лития.
CATL занимается разработкой твердотельных аккумуляторов уже десять лет и не собирается отказываться от дальнейших исследований. Недавно даже был образован альянс с другими китайскими компаниями для создания промышленного производства твердотельных аккумуляторов. Однако фокус внимания крупнейшей батарейной компании все больше смещается в сторону натрий-ионной технологии в полутвердотельной конфигурации. В компании CATL рассчитывают, что такой тип батарей даст двукратный прирост дальнобойности без повышения опасности.
Такое скептическое отношение к твердотельным аккумуляторам нетипично для отрасли, ведь долгое время они считались чуть ли не спасителями электромобилей, страдающих от несовершенства нынешних тяговых батарей. Например, компании Toyota и Idemitsu намерены вывести на рынок электромобили с твердотельными аккумуляторами уже в 2027—2028 годах.