Игорь Владимирский
Фото:
Компания Rimac
Похоже, сбывается мечта хорватского предпринимателя Мате Римаца, которую он вынашивал с самого основания компании Rimac Automobili двенадцать лет назад. Изначально в ней работало лишь восемь человек, но сейчас в штате более тысячи сотрудников. Параллельно с разработкой собственных машин он организовал инжиниринговый центр, услугами которого уже пользуются Porsche, Aston Martin, Renault и другие автопроизводители. Более того, акционерами компании Rimac стали Porsche (24%) и Hyundai (14%).
Инвестиции таких гигантов позволили Римацу наконец завершить разработку собственного электромобиля. Первый прототип Rimac Concept_One был показан еще в 2011 году, но эта модель так и не стала серийной. Усовершенствованный гиперкар Rimac C_Two был готов в 2018-м, но и его доводка затянулась. И вот на новенькой фабрике в поселке Велико-Трговишче близ Загреба уже все готово для выпуска электрических гиперкаров с фантастическими характеристиками.
Финальная версия купе называется Rimac Nevera — в честь урагана в родной для компании Хорватии. На самом деле это дальнейшая эволюция модели C_Two, и дизайн купе почти не изменился, однако работа все же проведена немалая. Например, аэродинамическая эффективность повышена на 34%: изменена конфигурация воздухозаборников, воздушных каналов и навесных элементов.
Теперь Rimac использует активную аэродинамику: подвижным сделано не только антикрыло, но также задний диффузор, накладки под днищем и секция воздуховода в переднем обтекателе. В зависимости от режима движения электроника может менять прижимную силу четырехкратно, а в скоростной конфигурации коэффициент аэродинамического сопротивления Cd равен 0,3. Кстати, вместе с обтекаемостью улучшена и система охлаждения: на высокой скорости она работает на 7% эффективнее прежней, а на низкой скорости — на 30%.
В основе купе Rimac Nevera лежит монокок, и в компании гордятся, что это самая крупная единая углепластиковая деталь в автопроме, ведь, помимо обычной «ванны» салона, она включает крышу, задний подрамник и отсек для тяговой батареи. В монокок «вплавлено» 222 алюминиевые детали, он весит 200 кг, а его жесткость на кручение — впечатляющие 70 тысяч Нм/град.
Сама батарея имеет сложную T-образную форму и развитую систему жидкостного охлаждения. Инженеры выбрали не литий-ионный, а экзотический для автопрома литий-марганец-никелевый аккумулятор, который имеет более выгодные показатели энергообмена. Емкость — 120 кВт∙ч. Электросистема работает с напряжением 800 вольт, а предельная мощность зарядного устройства постоянного тока — аж 500 кВт. Это означает, что аккумулятор можно зарядить на 80% всего за 19 минут.
Rimac Nevera имеет четыре электромотора (по одному на каждое колесо). Передние выдают по 340 л.с. и 280 Нм, задние — по 612 л.с. и 900 Нм, а максимальная отдача всей силовой установки — 1914 л.с. и 2360 Нм. У каждого мотора свой одноступенчатый редуктор, хотя на ранней стадии планировалось использование двухступенчатых трансмиссий на задней оси.
Купе имеет двухрычажную подвеску всех колес с адаптивными амортизаторами, а одна из главных особенностей серийной машины, по сравнению с прежними версиями, рулевой механизм «по проводам» без механической связи баранки с управляемыми колесами. Тормоза Brembo — с углерод-керамическими дисками диаметром 390 мм и шестипоршневыми механизмами.
Разумеется, есть система рекуперации (до 300 кВт). Более того, гиперкар оснащен собственной системой R-AWTV 2 (Rimac’s All-Wheel Torque Vectoring 2), которая не только позволяет управлять вектором тяги, но также заменяет АБС и ESP, варьируя нагрузку каждого мотора. На выбор есть семь ездовых режимов — от «дальнобойного» Range до хулиганского Drift.
Что в итоге? Гиперкар Rimac Nevera снаряженной массой 2150 кг может ускориться до 100 км/ч всего за 1,85 с! Зачетная четверть мили ему поддается за 8,6 с, а разгон до 300 км/ч занимает 9,3 с (на 2,5 с меньше запланированного результата). Максимальная скорость — 412 км/ч, а паспортная дальность хода на одной зарядке — 550 км по циклу WLTP.
Но и это еще не все. Задуманный на стадии разработки автопилот четвертого уровня еще не готов, однако серийное купе все же будет иметь систему Driver Coach. Это программа, которая может обучить оптимальному прохождению некоторых известных гоночных трасс, включая построение траектории и работу с тягой. «Железо» предусматривает тринадцать камер, двенадцать ультразвуковых датчиков, шесть радаров и чип Nvidia Pegasus. Программная часть будет готова в 2022 году, и уже выпущенные к тому времени машины смогут скачать ее в рамках обновления «по воздуху». Судя по всему, с таким арсеналом быть и полноценному автопилоту.
Цена гиперкара Rimac Nevera — два миллиона евро. На фабрике под Загребом будет собрано 150 машин, причем все будут лично испытаны и подписаны Мате Римацом. Тем временем уже идет разработка других электромобилей — попроще и подешевле. А еще в планах — постройка новой штаб-квартиры с центром разработок на 2500 человек, которая обойдется в 200 миллионов евро.