—>
Игорь Владимирский
Фото:
компания Кама
Российская компания Кама обнародовала новую порцию данных об электромобиле Атом. На этот раз речь о конструкции распахивающихся в разные стороны дверей, которые породили много споров в комментариях под предыдущей публикацией. Напомню, что Атом имеет единый проем двух боковых дверей без центральной стойки. Задние двери можно открыть только после отпирания передних, то есть использована та же схема, что у электромобиля BMW i3, купе Mazda RX8 или универсала Mini Clubman первого поколения. В Каме изучали машины с подобными дверями, но в итоге разработали оригинальную систему со своими алгоритмами.
Уже в базе Атом будет иметь полноценный электропривод всех дверей, который обеспечивает «вход в одно касание»: открыть дверь можно нажатием кнопки на ней или через приложение в смартфоне (связь с машиной идет по протоколу Bluetooth). Если требуется открыть только заднюю дверь, то электроника сначала наполовину откроет переднюю створку, а затем распахнет «освободившуюся» заднюю. Мудрено? Да. Но разработчики подсчитали, что 70% поездок происходит без открывания задних дверей.
Кузов без центральных стоек пришлось дополнительно усиливать, но здесь помогла электромобильная сущность Атома, ведь под полом салона установлена тяговая батарея в мощном корпусе с алюминиевыми усилителями порогов (они нужны, чтобы защитить аккумулятор при боковом ударе). Жесткость кузова на кручение — достойные 30 тысяч Нм/град (примерно как у Теслы Model 3). И это без учета дверей, которые серьезно усилены для защиты седоков.
Каждая дверь имеет мощную подоконную балку, диагональный усилитель и вертикальную вставку (во всю высоту проема), которая замещает собой центральные стойки. Все эти элементы будут сделаны методом горячей штамповки из высокопрочной стали. Увы, в России нет массового производства такой штамповки, поэтому Кама будет покупать детали у поставщиков из «дружественных стран». Что до пассивной безопасности, то разработчики Атома рассчитывают на четыре звезды из пяти в ужесточенном китайском рейтинге C-NCAP 2024 года (его правила близки к рейтингу Euro NCAP).
Показать готовый Атом вживую создатели обещают в конце этого года, когда на заводе Москвич будет собрана партия предсерийных автомобилей: сейчас идет установка производственной оснастки и отработка технологии. Срок начала серийного выпуска пока не пересматривался: середина 2025-го.