Сергей Знаемский
Фото:
компания Ford
Шкуру неубитого медведя они делят давно и очень азартно. Кто только не заявлял о своих амбициях стать первым в глобальной электрогонке. Кажется, тезисы о претензиях на мировое лидерство стали почти обязательным пунктом публичных заявлений для руководителей автоконцернов. Минувшим летом Герберт Дисс говорил, что Volkswagen AG к 2025 году станет крупнейшим в мире производителем электромобилей. А осенью Мэри Барра из GM утверждала, что в том же 2025 году возглавляемая ею корпорация превзойдет Теслу по продажам электрических транспортных средств. Правда, в том случае речь шла о рынке США, но сейчас на американском рынке доминирует Tesla, которая в данный момент как раз и является самым крупным глобальным «электропроизводителем». Но вот к состязаниям подключился и Ford.
Босс концерна Джим Фарли в конце ноября заявил, что Ford тоже рассчитывает стать номером один на планете. А на днях уточнил, что для этого компания сейчас разрабатывает новую полноразмерную электроплатформу для F-150 следующего поколения, которая будет готова к 2025 году. При этом уже в 2023 году Ford хочет выпустить 600 тысяч электромобилей разных классов.
«Но как, Холмс?» Ведь по итогам 2021 года Ford сделает всего лишь 28 тысяч электромобилей против 750 тысяч, которые произведет Tesla.
Основной фордовский ресурс — новый мегазавод Blue Oval City в Теннесси, где с 2025 года будут делать электрический F-150 и батареи для него. Не путайте его с нынешней моделью F-150 Lightning, которая поступит в продажу уже весной 2022 года. Сегодняшний электропикап — это всего лишь переходная модель на платформе обычного F-150, продукт конверсии. Он стоит от 40 тысяч долларов и оснащается батареей емкостью примерно 115—125 кВт·ч (точные характеристики пока не объявлены). Ford уже собрал практически 200 тысяч предзаказов, но на заводе в Дирборне для «Молнии» зарезервирована мощность всего на 20 тысяч машин в год. Поэтому Ford уже через четыре года представит полностью новый электрический F-150 из Теннесси.
В его основе — «гибкая» электроплатформа собственной разработки для широкого спектра задне- и полноприводных моделей, начиная с кроссоверов Ford Explorer и Lincoln Aviator и заканчивая пикапами и коммерческими фургонами. А ее главное преимущество — батареи собственного производства, которые, по обещаниям фордовцев, к 2025 году будут стоить дешевле 100 долларов за 1 кВт·ч, а к 2030 году — около 80 долларов против сегодняшней средней себестоимости на уровне 130 долларов.
Ставка на пикапы одновременно парадоксальна и логична. С одной стороны, тяжелые траки требуют больших батарей — и даже дешевые ячейки все равно будут обходиться в немалую сумму, если каждому пикапу потребуется упаковка на 200 кВт·ч. Но с другой стороны, сейчас Ford выпускает почти 800 тысяч пикапов в год, и если треть этого тиража удастся перевести на электротягу, то компания получит громадный кусок рыночного пирога.
Трудность только в том, что электропикапы будет делать и Tesla, а ее батареи, по расчетам, уже к 2025 году могут достичь себестоимости 60 долларов за киловатт-час. К тому же вот-вот выйдут электрический GMC Hummer и Chevrolet Silverado.
И еще один вопрос — как Ford собирается достичь объема 600 тысяч электромобилей к 2023 году, еще до запуска мегазавода? Современные модели — Mustang Mach-E, электрический Transit и F-150 Lightning — вряд ли дадут такой объем продаж.
А вот тут самый интересный момент: все новые компактные электромобили Ford, которые появятся в ближайшие два года, будут сделаны на фольксвагеновской платформе MEB в рамках стратегического союза с Volkswagen AG. Это будут кроссоверы и легковушки, разработанные и выпущенные европейским подразделением Форда. Проще говоря, Ford намеревается опередить концерн Volkswagen в электрогонке на его же собственных платформах. Запомним эти притязания и посмотрим, какими будут результаты хотя бы на промежуточном финише через пару лет.