Игорь Владимирский
Фото:
Getty Images
Проекты электромобилей, которые используют в качестве топлива водород, сейчас активно продвигаются компаниями Toyota и Hyundai. Успехи пока скромные: тираж модели Toyota Mirai первого поколения за пять лет едва превысил пять тысяч экземпляров, а кроссовер Hyundai Nexo за три года нашел десять тысяч покупателей (в основном в Корее). Работа в этом направлении продолжается: на рынки Японии и США недавно вышел Mirai второго поколения, а Hyundai Nexo по плану должен разойтись тиражом 700 тысяч штук за десять лет. Свои наработки в этой сфере есть у компаний BMW и Mercedes-Benz, хотя в продаже их модели пока не появились. Но этот оптимизм разделяют не все.
Глава компании Volkswagen Герберт Дисс на днях заявил, что идея использования водорода в автомобилях «слишком оптимистична». Эта технология еще настолько невыгодна, что, по словам Дисса, в ближайшие десять лет ее массового внедрения не предвидится. На цитату главы концерна Volkswagen в Твиттере ответил шеф компании Tesla Илон Маск. Причем сделал это в своей фирменной резкой манере, назвав топливные элементы «глупым выбором» и не слишком подходящей технологией даже для ракет. Из этих высказываний можно сделать вывод, что Volkswagen и Tesla не собираются разрабатывать водородные автомобили. Немецкий автогигант выбрал для себя концепцию батарейных электромобилей, которую Tesla использует с самого начала.
На сегодняшний день у водородной технологии в автопроме есть серьезные недостатки. Это высокая стоимость производства водорода (на Земле он почти не встречается в чистом виде), дорогостоящие транспортировка и хранение, а также неразвитая сеть водородных заправочных станций. Три четверти водорода сейчас производят из природного газа, еще почти четверть — из угля, поэтому выбросы CO2 при производстве велики. А чуть ли не единственное весомое преимущество водородных электромобилей перед батарейными — короткое время заправки. Хотя с развитием аккумуляторов и зарядных станций оно тоже может исчезнуть.