—>
Игорь Владимирский
Агентство Автостат опубликовало статистику импорта автомобилей в Россию за первые семь месяцев 2022 года. Пик поставок пришелся на февраль, когда было ввезено 32772 машины. Доля новых автомобилей (то есть возрастом до трех лет) тогда составила 65% (21395 штук), и львиная их доля была ввезена по официальным каналам дистрибьюторов. Но уже в марте поставки новых машин упали почти в три раза, хотя ввоз импортных машин почти не пострадал, а впоследствии начал расти. В июле на территорию РФ импортировано 25002 легковых автомобиля, из них доля новых машин составила лишь 32%: это 8016 экземпляров.
За прошедшие месяцы значительно изменилась структура импорта новых машин по странам-поставщикам. Например, по данным Автостата, в первом квартале из общего количества 43486 новых автомобилей на поставки из Китая пришлось 28,3%, из Южной Кореи — 6%, из Японии — 4,5%, а из стран Европы — почти 57%. Статистика второго квартала совсем иная: из 26817 новых автомобилей, ввезенных в Россию, 80,8% пришли из Китая. На Южную Корею пришлось 7%, на Японию — 2,8%, а на Европу — менее 2%. Зато активизировались поставки из ОАЭ (2%) и Казахстана (2%). И если в феврале физическими лицами было импортировано только 2% от общего объема ввозимых новых легковых автомобилей, то уже в июле этот показатель вырос на порядок — до 20%. Можно уверенно сказать, что эта доля и есть пресловутый параллельный импорт, потому что юрлица поставками новых автомобилей в обход официальных каналов заниматься до сих пор де-факто не могут.
Что касается рейтинга марок, то в июле первенство взял бренд Hyundai: по данным Автостата, в Россию ввезено 2734 новых автомобиля. Достоверно статус этих машин неизвестен, но, судя по всему, большинство из них ввезено по официальным каналам и в итоге попало в дилерскую сеть. Не зря же компания Hyundai оформляла Одобрения типа транспортного средства на ряд моделей корейского производства, хотя до недавних пор эти машины для российского рынка собрали на калининградском Автоторе. Например, в июльскую статистику импорта попали модели Santa Fe (971), Tucson (836) и Elantra (746).
На втором месте рейтинга марок в июле — Chery (2389), а кроссовер Chery Tiggo 7 Pro оказался лидером среди моделей: 1562 машины за месяц. На третьем и четвертом местах — Mitsubishi (454) и Toyota (445), но в основном усилиями «параллельных импортеров». А следом идут FAW (379), Geely (293), Genesis (266), Exeed (198), Great Wall (131) и Kia (89).
Импортом подержанных автомобилей (старше трех лет) в Россию в основном занимаются частники. Даже в январе и феврале их вклад в эту статистику составлял 96—97%, а к июлю достиг 99%: из ввезенных в этом месяце 16822 «бэушных» автомобилей только 164 штуки числились за юрлицами. Основной поставщик автомобилей с пробегом — Япония: и в первом, и во втором квартале этого года оттуда было ввезено примерно 87% машин. Отсюда и структура по маркам: Toyota (37,2% во втором квартале), Honda (26,3%) и Nissan (10,4%) держат почти три четверти этого рынка. Среди неяпонских брендов лидирует BMW, но его доля — лишь 1,6%: во втором квартале ввезено 580 машин.