Во всяком случае, так «Компас» зарекомендовал себя поначалу – после выхода на рынок в 2007. Тогда, а вот после модернизации «цивильный» Jeep воспринимается существенно иначе – и на взгляд, и на ходу. Особый разговор, к лучшему ли перемены? И если да, то в какой мере?
В фирменном стиле
Обновленный Compass внешне заметно отличается от прежнего: внимание притягивает широкий фальшрадиатор с 7 вертикальными прорезями – в стиле Grand Cherokee. Вместо наивно округленных «глаз» передок украшают удлиненные светоблоки — плюс по-новому оформленный капот и передние крылья. И если ранняя модель производила довольно-таки комичное впечатление, то после «косметической пластики» в облике «спорт-хозяйственника» (SUV) проступила выразительная джиповская индивидуальность. Хотя по-настоящему привлекательным Compass так и не стал – нескладные пропорции не скроешь.
Но и сомнений насчет происхождения «Компаса» никаких: автомобиль из семейства Jeep. Уважаемая марка. И аэродинамика тоже фирменная, — то есть, никакая. Так, коэффициент сопротивления воздуха у «спорт-хозяйственника» превышает 0,4; по нынешним временам, из рук вон… Если помножить на порядочную лобовую площадь, то получим завышенные затраты энергии (и горючего) при движении на скоростях. Не лучшая черта характера.
Интерьер обновленного «Компаса» смотрится значительно привлекательней, чем прежде: мягкие, округленные очертания передней панели, интересное оформление приборного кластера. Смотрится, тогда как качество отделки салона смазывает выигрышное зрительное впечатление. Кругом дешевые низкосортные пластики – будто из злого умысла. Жирный минус. Внутреннее пространство осталось прежним: свободная посадка спереди, во 2-м ряду плотнее. По номиналу, там место для троих, однако вдвоем гораздо удобнее. Особенно, если в дальнюю дорогу. Обтянутая кожей мультифункциональная «баранка» регулируется по углу наклона, но не по вылету – к сожалению. Зато сиденье водителя передвигается (электросервомеханизмы) по 6 направлениям, так что удобная поза подбирается. Скорее всего.
Вместимость багажного отделения при полной посадке по местам невелика – меньше 330 л (VDA), но если сложить сиденья 2-го ряда, то погрузочное пространство увеличивается чуть не до 1270 л. По сути многоцелевой «универсал» повышенной проходимости – и немалой грузоподъемности.
На европейском рынке модернизированный Compass предлагается в исполнениях Sport, Limited или Limited Plus. Тогда как в нашей стране американский «спорт-хозяйственник» представлен в одной-единственной комплектации Limited: небедная «упаковка». Так, в «штатном» списке радио-стерео (чейнджер CD/DVD, проигрыватель MP3) на 4 динамика, полный «электропакет», «климат-контроль» и обогрев передних сидений. А среди опций числится, помимо прочего, обивка сидений натуральной кожей – класс «премиум».
У «Компаса» вполне современная техника «пассивной» безопасности: помимо 3-точечных поясов с преднатяжителями, автомобиль укомплектован многочисленными «подушками» и «шторками»; предусмотрены также «активные» подголовники. Испытаниям «на удар» по методике EuroNCAP крайслеровский «переходник» никогда не подвергался – равно как и родственные Dodge Caliber и Jeep Patriot. Правда, когда-то все они проходили тестирование по американским программам IIHS и NHTSA – со вполне приличными (хотя и не блестящими) результатами. Так что в случае чего обновленный «Компас» более-менее надежно защитит водителя и пассажиров. Есть основания надеяться.
Вездеход
В динамике Compass 2011 практически не отличается от прежней модели. И неудивительно – ведь двигатели нисколько не прибавили ни в мощности, ни в крутящем моменте. В Северной Америке те же бензиновые 16-клапанники GEMA – рабочим объемом 2 и 2,36 л. А на европейский рынок обновленный «переходник» поставляется с мерседесовским турбодизелем OM651 – в паре с ручной 6-ступенчатой КПП. В Европе, тогда как американские обозреватели гоняли «Компас» Latitude с мощной «четверкой» GEMA и «автоматом» CVT. Замеры показали неслабую приемистость: полноприводный «спорт-хозяйственник» ускорился от 0 до 96,5 км/ч (60 миль) за 9,2 сек. А стандартную дистанцию в 1/4 мили (402 м) Compass прошел с места за 17,3 сек. и в конце мерной дистанции достиг скорости без малого в 132 км/ч.
По объективным замерам неплохо, а вот субъективные впечатления не столь благоприятны. Во-первых, 174-сильный 16-клапанник GEMA работает грубовато, – так сказать, в «сельскохозяйственной» манере. А во-вторых, АКПП CVT, «резиновый» характер которой прямо-таки выводил обозревателей из себя. То ли дело в «европейской» версии: турбодизель тянет неслабо – и 6-ступенчатая «ручка» вполне ему под стать. Так что приемистость «переходника» с OM651 ничуть не хуже, чем с 2,36-литровым GEMA — вот только характерное для двигателей с воспламенением от сжатия звучание прослушивается слишком уж отчетливо. Между прочим, в нашей стране «Компас» предлагается именно в «американском» исполнении: настраивайтесь заранее.
В скоростном маневрировании «спорт-хозяйственник» ведет себя ни шатко, ни валко. Несмотря на приподнятый центр тяжести, боковые крены в виражах умеренные, и траекторию Compass держит довольно цепко. Рулевой механизм прямой и легкий: удобно в плотном городском потоке. А другая сторона медали такова, что обратной связи на «баранке» крайне мало – руль практически «пустой». То есть, в связке узких поворотов: водитель недополучает значимую информацию о том, как идут передние колеса. Не подарок для «драйвера» — хотя рядовой автомобилист, возможно, и внимания не обратит… Зато у «Компаса» довольно ровный ход – причем не только на шоссе, но и на дорогах без усовершенствованного покрытия. В самый раз по российским условиям.
И все же главное в другом: козырь обновленного «Компаса» — в его способности преодолевать реальное бездорожье. Само собой, не всякому исполнению дано (передний привод не в счет), а только полноприводному – с продвинутой трансмиссией Freedom Drive II. И лучше в спецкомплектации Trail Rated («сертифицирован под триал») – с «вседорожными» покрышками, увеличенным дорожным просветом, защитой картеров и пр. атрибутами off-road. А чтобы убедиться. обозреватели выкатили «усиленный» Compass 2011 на полигон в Неваде, где испытывают настоящие (в том числе армейские) «вседорожники». Вместе с другими «джипами» — вроде Grand Cherokee и Wrangler.
Что ж, на войне как на войне. Вариатор переводится в режим Low (наивысшее передаточное число), а муфта подключения заднего моста зажимается намертво. Кроме того, электроника ABS имитирует блокировку переднего и заднего дифференциалов – и тем самым «Компас» приобретает определенные возможности off-road. Нет, разумеется, не Wrangler, — однако выше всяких ожиданий. «Переходник» не боится вывесить колесо и медленно, но упорно ползет по разбитой колее, лезет на подъем по жидкой грязи. И даже по валунам (размером с небольшой арбуз) карабкается… Ни дать, ни взять – натуральный «вездеход». Так или иначе, модернизированный Compass несомненно стал ближе к неподстриженной природе — и джиповский характер прорезался. Кое-кто оценит.
Отмечается плотная звукоизоляция пассажирского помещения: на ходу в салоне «Компаса» спокойно и тихо. Во всяком случае, до поры до времени, тогда как на скоростях ощутим шум набегающего потока воздуха (аэродинамика). В целом качество исполнения и сборки автомобиля нареканий не вызывает — по первым впечатлениям. А как по ходу эксплуатации, покажет время.
По достоинству
Европейские обозреватели выставили «американцу» оценки – в баллах. Расклад получился такой:
Внешность – 3 балла (из 5 возможных). Обновленный Compass выглядит как настоящий Jeep – во всяком случае спереди. И все же назвать «спорт-хозяйственник» привлекательным трудно; только «удовлетворительно».
Держание дороги и управляемость – 3. На ходу Compass стабилен и устойчив, послушен и предсказуем в виражах. К сожалению, «пустой» руль делает вождение мало интересным занятием; «удовлетворительно».
Динамика – 3. С 2,36-литровым GEMA «Компас» показывает неплохую приемистость, но «резиновый» CVT раздражает. С 163-сильным турбодизелем и 6-ступенчатой «ручкой» гораздо веселее; в целом «удовлетворительно».
Комфорт и оснащение – 4. У «Компаса» ровный ход – и шумоизоляция на уровне. Плюс небедное информационно-развлекательное и комфортное оснащение; «хорошо».
Внутреннее пространство – 4. Четверо взрослых устраиваются по местам довольно свободно – и погрузочное пространство имеется. Совсем не мелкое (при сложенных сиденьях 2-го ряда); «хорошо».
Безопасность и защита – 4. Compass оснащен современной техникой безопасности – «активной» и «пассивной». Так что, несмотря на отсутствие результатов испытаний по методике Euro NCAP, пишем «хорошо».
Качество и надежность – 3. В отделке интерьера дизайнеры злоупотребили дешевыми низкосортными пластиками. И хотя при первом знакомстве качество исполнения и сборки не вызывает нареканий; только «удовлетворительно».
Эксплуатационные расходы – 3. «Компас» с турбодизелем и «ручкой» (но не с бензиновым GEMA) вполне экономичен по топливу. Затраты по обслуживанию и ремонту вряд ли так уж малы; «удовлетворительно».
В плюсе:
В минусе:
Общая оценка – 3 балла (из 5 возможных). «Компас» со спецпакетом Trail Rated удивляет «вседорожными» способностями. Вместе с тем управляемость автомобиля оставляет желать лучшего, а силовой агрегат не дотягивает до лучших современных образцов.
Вердикт: посредственно. Обновленный Compass выглядит интереснее, чем прежде, однако впечатление смазывается некачественной отделкой интерьера. Далеко не Grand.
«Компас» собирают в городе Belvidere, штат Иллинойс, – и везут в Европу (и Россию). В США за переднеприводный «спорт-хозяйственник» запрашивают от 19,3 тыс. долл., тогда как Jeep с трансмиссией 4WD обходится по меньшей мере в 21 тыс. Ну а тест-автомобиль вылился в 30,3 «штуки»; знать, «упаковали» как надо.
На российском рынке обновленный Compass начинается где-то от миллиона 200 тыс. руб. Так ведь и комплектация недешевая – Limited. Без вариантов.
Чисто конкретно. Compass создан на той же крайслеровской платформе PM/MK, что и Dodge Caliber и Jeep Patriot. Переднеприводный «переходник» выпускается также с трансмиссией 4WD – в давней традиции культового бренда.
В «линейке» двигателей два цельноалюминиевых 16-клапанника GEMA на бензине – рабочим объемом 2 л и 2,36-литровый. «Четверка» поменьше развивает до 160 л.с. (SAE «нетто») при 6400 мин-1, а GEMA рабочим объемом 2,36 л выдает 174 силы при 6 тыс. оборотов, наибольший крутящий момент – 224 Нм. Для Европы предусмотрен также турбодизель OM651 (от Mercedes) рабочим объемом 2143 «кубиков» в вариантах настройки — на 136 л.с. максимальной мощности при 3600 мин-1 или на 163 силы при 4200 мин-1. Наибольший крутящий момент – 320 Нм; самый тяговитый двигатель из тех, что монтируют под капотом «Компаса».
В Северной Америке 16-клапанники GEMA комплектуются 5-ступенчатой ручной КПП – или же «автоматом» CVT2 (6 фиксированных передач). Тогда как на европейский рынок Compass идет с 6-ступенчатой «ручкой» — удачная комбинация с турбодизелем OM651. Ну и полный привод – Freedom Drive I или Freedom Drive II — с автоматическим подключением заднего моста посредством многодисковой муфты Jatco. То есть, трансмиссия 4WD обходится без межосевого дифференциала, а степень блокировки муфты – вплоть до полной — зависит от условий движения. Так что аж 100% крутящего момента могут – по необходимости – уйти на ту из осей, колеса которой лучше цепляются за ходовую поверхность. И хотя «раздатки» с понижающей здесь нет, Freedom Drive II отличается вариатором с принудительным режимом Low. Включаешь, и автомобиль ползет на малой скорости – под мощной тягой.
Блокировки переднего и заднего диферов не предусмотрены – разве что электронная имитация посредством ESC. На российском рынке обновленный Compass представлен с 2,36-литровым бензиновым двигателем и с полноприводной трансмиссией Freedom Drive II – по типовым условиям эксплуатации.
Ходовая у «Компаса» на уровне: спереди стойки McPherson, сзади подвеска на двойных поперечных рычагах («пространственная» конфигурация). Винтовые пружины, поперечные стабилизаторы. Покрышки размером от 215/60R17 до 215/55R18 на колесах из легкого сплава, дорожный просвет – 20,5 (в специсполнении Trail Rated почти 215) см. Рулевой механизм реечный с гидросервоусилителем, «баранка» делает 2,9 оборота от упора до упора. Передние тормоза с вентилируемыми дисками диаметром 294 мм, задние 302-миллиметровые, в «штатном» пакете ABS и ESC (с предотвращением опрокидывания автомобиля). Современная техника.
Длина обновленного «джипа» – 4448 мм, ширина – 1812, высота (с «релингами») – 1712 мм. Колесная база – 2635 мм, колея – 1520/1520 мм. Снаряженный вес переднеприводного «спорт-хозяйственника» с 2-литровым бензиновым 16-клапанником в Штатах – от 1375 кг. Тогда как с «четверкой» GEMA рабочим объемом 2,36 л и трансмиссией Freedom Drive II «Компас» тянет по меньшей мере на 1550 кг, причем тест-автомобиль в «упакованной» версии Latitude 4WD набрал почти 16 центнеров. В Европе «переходник» в скромной комплектации Sport с передними ведущими и турбодизелем OM651 весит 1565 кг, а в полноприводном исполнении CRD Sport 4×4 – от 1610 кг.
Что касается расхода топлива, то по американским испытаниям, тест-автомобиль Latitude 4WD сжигал в среднем 12,4 л бензина на 100 км пробега. Не сказать, что образец экономичности. Зато переднеприводный «европейский» Compass с 136-сильным турбодизелем расходует в среднем (EU5) чуть больше 6 л тяжелого топлива на 100 км пробега, а с полным приводом — 6,6 л. Причем с места до 100 км/ч «джип» CRD Sport 4×4 способен разогнаться за 9,7 сек., объявленная максимальная скорость – 201 км/ч. Ну а в российском исполнении «Компас» набирает «сотню» за 11,3 сек. и расходует в среднем 8,6 л бензина на 100 км пути. Ничего особенного – и вполне реалистично.
Точка зрения. Европейские обозреватели не сумели оценить «вседорожные» способности обновленного «Компаса» — да и зачем им? Тогда как в глазах российского автомобилиста компактный «вседорожник» (особенно в комплектации Trail Rated) – стОящая вещь.
Похоже, в руководстве Chrysler осознали, что требуется от «переходника» марки Jeep, и сделали правильные выводы. Compass стал наконец самим собой, – и будь ему цена у нас те же 21-22 тыс. долл. (что и в Штатах), то какой разговор… Ну а за миллион 200 тыс. руб. на «американца» замахнутся разве что записные поклонники культового бренда. Много ли их?