Игорь Владимирский
Фото:
autohome.com.cn | Кирилл Калапов
Помните этот красный электромобиль Кама-1, представленный в конце 2020 года? Забудьте! Эту машину разработали в санкт-петербургском политехе Петра Великого на деньги КАМАЗа и Минобрнауки, но впоследствии КАМАЗ отказался и от этого проекта, и от дальнейшего сотрудничества с институтом. Но не от идеи создания компактного легкового электромобиля! Как заявил директор КАМАЗа Сергей Когогин, такие машины поступят в продажу в 2024—2025 годах.
Предполагается, что это будет автомобиль длиной около 4,4 м со 150-сильным электромотором, передним приводом и запасом хода около 450 км. Пока неясно, кто займется разработкой легкового электромобиля, да еще в столь короткий срок. Но параллельно с собственным проектом КАМАЗ прорабатывает сотрудничество с китайской компанией JAC. По данным Российской газеты, КАМАЗ уже привез в Россию как минимум один экземпляр электромобиля Sihao E10X, а сам завод посещала делегация из китайского офиса JAC.
Модель E10X — это продукт совместного предприятия JAC-Volkswagen. Хэтчбек длиной 3650 мм дебютировал в 2020 году, он может иметь электромотор мощностью 41 или 61 л.с. На выбор есть несколько тяговых аккумуляторов емкостью от 15 до 31,4 кВт∙ч. В Китае такие электромобили стоят от 6300 до 11900 долларов. Поскольку в России нет компетенций для разработки и, главное, подготовки производства массовых электромобилей, вариант выпуска машин по лицензии компании JAC выглядит куда более убедительным. Тем более что КАМАЗ уже готовит производство грузовиков Компас, то есть перелицованных китайских Джаков.
По словам Сергея Когогина, электромобили КАМАЗ не станут конкурировать с моделями крупных производителей, а займут нишу такси и каршеринга. Что касается производственной площадки, то легковушки станут делать не на самом КАМАЗе: по плану, для этого будет выкуплен один из простаивающих автозаводов в России. А параллельно готовится еще и производство за рубежом!
На днях КАМАЗ и Министерство инноваций и технологий Венгрии подписали соглашение о намерениях, которое предусматривает «дальнейшее развитие партнерства в сфере производства электромобилей на территории Венгрии». Заявлено, что сотрудничество будет осуществляться в два этапа. Первый посвящен совместным исследованиям и разработкам: для этого уже в 2022 году в Венгрии будет открыт филиал КАМАЗа. Второй этап — это старт производства, намеченный на 2025 год. Обозначена даже плановая мощность — 32 тысячи электромобилей в год, а к 2030 году она вырастет в десять раз.