Вчера президент Владимир Путин продлил режим нерабочей недели по всей стране до конца месяца. Это означает, что все места массового скопления людей (кроме общественного транспорта) останутся закрытыми весь апрель. Массовые сокращения уже пришли в сферу общепита, туризма, авиаперевозок, развлекательной индустрии. Несмотря на распоряжение руководства страны сохранить работникам зарплату в нерабочий месяц, сделать это при нулевой или мизерной выручке нереально. Профессии, которые не попали под принудительное закрытие, продолжают свою деятельность в условиях ограничений.
Для начала – о правилах передвижения по улицам. Они отличаются в каждом регионе. Где-то активно проверяют документы на улицах и интересуются целью выхода из дома, где-то начали выписывать штрафы. Что касается Москвы, здесь пока действует «мягкий» карантин. После прошлых выходных, когда хорошая погода побудила многих жителей собраться компаниями на шашлыки и прочие посиделки, столичные власти оперативно ввели режим всеобщей самоизоляции с вечера воскресенья, 29 марта.
Однако никакого пропускного режима пока в городе не вводилось. Мэр Сергей Собянин заявил, что неделя показала достаточно высокую ответственность москвичей. Загруженность улиц и общественного транспорта упала на 65-85%, снижение количества ДТП достигало в некоторые дни 90%. В таких условиях, по словам градоначальника, нет необходимости усиливать контроль. Если тренд не изменится, а количество ежедневно заболевающих COVID-19 в столице перестанет расти, все так и останется.
Запрета на передвижение на такси и каршеринге в городе нет. Более того, такси – единственное исключение из правила обязательного соблюдения дистанции в полтора метра. Можно использовать и личные автомобили. Но во всех случаях на поездку должна быть веская причина. Само собой, разрешается поехать к врачу, если требуется экстренная помощь. А вот в гости или для помощи пожилым родственникам – нельзя: самоизоляция подразумевает отсутствие контактов с другими людьми.
Тем, кто продолжает ходить на работу или выполнять служебные обязанности, тоже никаких препятствий чинить не станут. В компаниях дружно выдают сотрудникам справки с печатями, подтверждающие их занятость. Никакой юридической силы они не имеют, ни в одном законодательном акте не прописаны, однако получили большое распространение. Возможно, при дальнейшем ужесточении режима (если оно случится) их место займет некий пропуск установленной формы. Пока же можно ездить и без справки, но в случае остановки полицейским придется объяснить ему причину выхода из дома.
Разъяснили на днях и правила выхода в магазин. Оказалось, что ограничение посещать только ближайший продуктовый или аптеку распространяется на тех, кто идет пешком. На машине же можно доехать в гипермаркет или в нужный магазин в другом районе, если ближе нет нужного ассортимента или высокие цены. Не запрещено поехать на дачу и вернуться с нее в Москву. Границы между столицей и областью открыты и, скорее всего, закрываться не будут.
Сегодня появился еще один комментарий от столичной администрации. Она запрещает передвигаться на автомобиле с пассажирами: только один человек в салоне (опять же, кроме такси). Направлена эта мера на минимизацию контактов между людьми, которые «самоизолируются» в разных квартирах. На семью запрет не распространяется: если вы живете вместе, то и в машине можете ехать все вместе.
Однако за нарушение правил самоизоляции Москва ввела штрафы: 4000 рублей для пешеходов, 5000 рублей – за повторный случай и для автомобилистов. При этом абсолютно неясно, касается он только людей с подтвержденным диагнозом COVID-19 (при легком течении болезни разрешено лечиться дома) или же вообще всех. Впрочем, власти успокоили, что пока санкция находится в «спящем» режиме и не применяется. Полагаем, ее введут в действие при введении пропусков на выход из дома. А такая мера, напомним, пока не планируется.
Продление нерабочей недели на месяц для автопрома – катастрофа. Даже несмотря на очевидное падение спроса на машины. Поэтому КАМАЗ принял решение с 6 апреля возобновить производственный процесс. О том же просит региональные власти и АвтоВАЗ. Другие автоконцерны пока не рассказали, как будут действовать. Скорее всего, они тоже в течение следующей недели запустят конвейеры. Исключение – Nissan. Он заявил о том, что до 30 апреля не работает ни завод в Санкт-Петербурге, ни российское представительство марки в полном составе.
Не обошлось без сомнительных инициатив, выдвинутых на волне борьбы с эпидемией. Особенно выделились представители велосипедного сообщества, предложившие пересадить на два колеса сотрудников медицинских учреждений, магазинов и служб доставки.
«Мы убеждены, что велосипедный транспорт может стать действенным инструментом сдерживания COVID-19, так как имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта. Он позволяет минимизировать контакты с окружающими, дает физическую нагрузку и не имеет вредных выбросов, а малоимущих слоев населения велосипед является единственной возможной альтернативой общественному транспорту», — заявили они, назвав велосипед «эффективным и безопасным» транспортом.
Более того, под этим соусом сообщество в очередной раз напомнило, что неплохо было бы «прижать» автомобилистов, отменив нештрафуемое превышение скорости, снизив скоростной лимит в городах, создавая больше велодорожек и отказавшись от подземных и надземных пешеходных переходов.