При выборе «одежды» для колес на зимнее время автолюбители разделились на два враждующих лагеря по поводу того, какой из вариантов лучше и надежнее обеспечивает наиболее короткий тормозной путь. Чем отличаются виды зимней резины и с каким из них автомобиль быстрее остановится?
1 Как устроены зимние виды шин?
Зимние шины разработаны так, чтобы удерживать автомобиль на скользких дорогах во избежание скольжения и заносов, однако это достигается разной конструкцией или материалами. Используют два вида резины:
- Шипованную – такие шины оснащены металлическими шипами, которые цепляются за дорогу, покрытую льдом, уплотненным или рыхлым снегом.
- Фрикционную, или «липучую» – особенность таких шин – способность их материалов по-разному взаимодействовать с поверхностями в зависимости от температуры окружающей среды. Они не затвердевают на морозе и не размягчаются в жару. Внутренний слой шин выполнен из более твердого материала, а поверхностное покрытие меняет свои свойства.
Шиповка обеспечивает надежное сцепление на льду и рыхлом снегу, однако на очищенном городском асфальте ее острые элементы быстро изнашиваются, травмируются и не могут зацепляться за замороженный асфальт, так как он слишком плотный. Также при сильных морозах ниже -30 лед становится чрезмерно твердым и шипы перестают работать – необходимо надевать на колеса цепи.
«Липучка» плохо сцепляется со льдом, поэтому машина скользит и ее заносит. На очищенном асфальте фрикционные шины отлично удерживают автомобиль на дороге при любой температуре.
3 Сравнение тормозного пути «липучки» и шиповки
На снегу и мягком льду у машины с шипованными колесами короткий тормозной путь, а на замороженном асфальте он увеличивается на 20–30%. Если он был 70, то станет около 90. У автомобиля с фрикционными шинами на очищенной дороге при минусовой температуре короткий тормозной путь, а на мокром асфальте он увеличивается.
То, какая резина будет давать лучший тормозной путь, зависит от температуры на улице и от покрытия дороги: очищенный асфальт, лед или мягкий снег. Нужно выбирать «одежду» для колес, подходящую для условий, в которых машина будет ездить в холодное время года.