—>
Игорь Владимирский
Фото:
компания Ariel
Британская компания Ariel Motor прославилась на весь мир своим компактным и легким спорткаром Atom, хотя в производственной программе также есть багги Nomad и спортбайк Ace. А на подходе — первый электромобиль, прототип которого представлен под рабочим названием Ariel Hipercar (расшифровывается как High Performance Carbon Reduction).
Это направление компания Ariel ведет в рамках государственного проекта электромобилизации — и частично на гранты британского правительства. Специально для разработки батарейной машины было создано подразделение Ariel Electric Ltd, а вдобавок подключены другие компании из Великобритании. Для ранних этапов испытаний использовался мул с переделанным кузовом от старого Мустанга.
Купе Ariel Hipercar длиной 4298 мм имеет необычный дизайн и развитое аэродинамическое оперение. Вертикальные кили-стабилизаторы есть не только над задними, но и над передними колесами. В основе лежит алюминиевый монокок, к которому приделаны алюминиевые же подрамники, но кузов — целиком углепластиковый. Подъемные двери оснащены электроприводом.
Первый прототип имеет полный привод: каждое колесо оснащено собственным электромотором Equipmake APM200 с отдачей 299 л.с. и 450 Нм. Каждый такой модуль, включающий также инвертор и одноступенчатый редуктор, весит 57 кг. Суммарная мощность полноприводной версии — 1196 л.с., крутящий момент — 1800 Нм, но в планах есть и двухмоторный заднеприводный вариант с вдвое меньшими показателями.
Литий-ионный тяговый аккумулятор фирмы Cosworth имеет номинальное напряжение 690 вольт и емкость 62,2 кВт∙ч. Ячейки упакованы в корпуса из алюминия и углепластика, которые расположены под полом салона и в центральном тоннеле. Пробег на одной зарядке — примерно 240 км. Но вдобавок на борту установлен газотурбинный генератор той же фирмы Cosworth: его сопло расположено на корме под центральным килем. Турбина может раскручиваться до 110 тысяч об/мин и выдает 35 кВт (48 л.с.) для подзарядки тяговой батареи.
Ariel Hipercar имеет шасси с двухрычажными подвесками «по кругу», адаптивными амортизаторами Bilstein и регулируемыми стабилизаторами. Руль делает всего 2,75 оборота от упора до упора. Тормоза AP Racing — с шестипоршневыми механизмами на передней оси, четырехпоршневыми на задней и обычными стальными дисками, но есть и система рекуперативного торможения. Прототип имеет кованые колеса, а в проекте есть еще более легкие углепластиковые.
На данном этапе разработки масса прототипа составляет 1546 кг, но инженеры рассчитывают уложиться в полторы тонны, а заднеприводный вариант должен весить менее 1400 кг. На испытаниях Hipercar смог разогнаться до 60 миль в час (97 км/ч) за 2,09 с, а до 100 миль в час (161 км/ч) — за 4,4 с. После тщательной калибровки раздельной системы управления электромоторами инженеры рассчитывают уложиться в две и четыре секунды соответственно. Максимальная скорость ограничена на отметке 250 км/ч.
На доводку электрического гиперкара компании Ariel нужно еще почти два года. Но прием заказов уже открыт! По первым прикидкам, полноприводный Hipercar будет стоить почти один миллион фунтов стерлингов.