Сергей Знаемский
Фото:
компании-производители
В конце ноября компания Nissan обнародовала новый стратегический план Ambition 2030, который обещает 15 новых серийных электромобилей и восемь гибридных моделей. Но на самом деле «электричек» будет еще больше, потому что японцы планируют использовать свои силовые установки e-4orce не только на легковых автомобилях, но также в автоспорте и даже в космосе. Доказательства — новый болид для заводской команды Формулы Е и луноход, разработанный совместно с «японским Роскосмосом» JAXA.
Одноместный гоночный Nissan Ariya Single Seater пока представлен в статусе концепт-кара, и о его начинке ничего конкретного не сообщается, так что родство с дорожным электрокроссовером Ariya сводится к названию и некоторым деталям в дизайне. Однако если вспомнить, что FIA всего несколько дней назад презентовала концепцию нового технического регламента для «электроформулы» на сезон 2023 года, то станет понятно, что трансфер ниссановских технологий из легковушек в гонки может стать намного шире, чем прежде.
Во-первых, новая Formula E станет полноприводной. Сегодняшний регламент предусматривает только один мотор и задний привод. При этом шасси, батарея и шины у всех команд одинаковые, а мотор-генератор — собственной разработки. В грядущем регламенте степень унификации сильно не изменится, поставщиком шасси остается французская компания SRT (Spark Racing Technology). Батареи вместо компании McLaren будет предоставлять Williams Advanced Engineering, и теперь аккумулятор должен весить на 26% меньше (максимум 284 кг) и во время гонки будет разрешена быстрая подзарядка. Но мотор-генераторы появятся на обеих осях — передний, унифицированный, (производства SRT) на 250 кВт (340 л.с.) и задний, собственной разработки, на 350 кВт (476 л.с.).
Очевидно, Nissan сможет применять в новом болиде свои наработки по управлению электрическим полным приводом, как это сделано на кроссовере Ariya с системой e-4orce. Напомним, что у серийной Арии есть как переднеприводные версии (мощностью от 218 до 242 л.с.), так и полноприводные с двумя электромоторами совокупной мощностью от 279 до 394 л.с.
Любопытно, что полный привод на новой Формуле Е определил отказ от задних механических тормозов: по регламенту 2023 года традиционные тормозные механизмы останутся только спереди, а замедление задних колес будет обеспечивать исключительно рекуперативный режим мотор-генератора.
Новые болиды начнут поступать в распоряжение команд для тестов уже весной, но весь гоночный сезон 2022 года Formula E проведет на машинах старого образца. Выступления команды Nissan e.dams на машинах текущей конфигурации сложно назвать успешными: в завершившемся этим летом сезоне они заняли десятое место среди 12 команд, хотя прежде были вице-чемпионами как в личном, так и в командном зачетах. Предполагается, что гоночная Ariya поможет исправить ситуацию.
А вот луноход Nissan выйдет на свои трассы не раньше 2024 года. У него тоже полный привод, но не с двумя, а с четырьмя моторами — по одному на каждое колесо. Такое транспортное средство может принять участие в лунном проекте Artemis, который возглавляют США и к которому JAXA присоединилась в конце 2019 года. Первая высадка была намечена на 2024 год, а роль Японии в проекте заключалась в разработке лунного транспорта, который сможет надежно передвигаться по сложной поверхности.
Интересно, что в 2019 году JAXA планировала разрабатывать луноход в кооперации с компанией Toyota, и тогда даже был опубликован эскиз шестиколесного обитаемого водородного транспортера, который, разумеется, назвали Lunar Cruiser. Однако в 2020 году к разработкам JAXA был привлечен и Nissan, и в итоге беспилотный четырехколесный ровер будет нести ниссановскую эмблему, а его полным приводом будет управлять система e-4orce, похожая на ту, которую использует Ariya.