Сейчас автомобильный сектор во всем мире переживает кризис, которого не было никогда прежде. Запад «тряхнуло» только в 2008-м, а Россию, напомним, еще в 1998-м и в 2014-м, причем после последней даты кризис стал затяжным. Сейчас мы ждем после «утешительного роста» первого квартала настоящий обвал, дно.
Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков дал свой прогноз для российского авторынка на этот год. Он полагает, что в текущем месяце спрос может снизиться на беспрецедентные для нашей страны 70-90%. По итогам всего года минус составит, по его словам, от 30% до 50% в зависимости от того, по какому сценарию – оптимистичному или пессимистичному – пойдет дело. Важно понимать, что со снятием ограничений на работу и передвижения спрос не восстановится по щелчку пальцев. Сбережений у россиян и так осталось сравнительно немного. Часть их «проедят» за карантин, многие остались вообще без работы.
В марте немало людей успели пристроить сбережения, ожидая существенного повышения цен на машины. Апрель же попросту закрыл автосалоны на карантин, трусливо названный в России на официальном уровне «самоизоляцией». Поддержка государства всех отраслей экономики пока не идет дальше слов, и автомобильный сектор вынужден искать альтернативные способы коммуникации с клиентами, чтобы их не растерять и в перспективе выжить.
Так как социальные контакты необходимо минимизировать, сервисные зоны закрыты вместе с шоу-румами. Сдать автомобиль в ремонт невозможно. Правда, в некоторых регионах дилеры получили разрешения на работу, но это исключения. И очень зыбкие: любое ухудшение эпидемической ситуации снова закроет двери всего бизнеса не первой необходимости. Правда, радикальность мер вызывает вопросы. Не прекратились грузоперевозки, доставка продуктов и других товаров курьерами. Все они осуществляются автомобилями, которые надо обслуживать и ремонтировать. Сбои поставок сулят волну паники, а потому как минимум для грузовиков и LCV было бы логично ограничения на сервис не вводить.
Обычным же автомобилистам можно рассчитывать на поблажки со стороны компаний. На период самоизоляции «замораживается» отсчет межсервисного интервала. Если ваше плановое обслуживание выпадает на «президентcкие каникулы», его без проблем можно провести позже. Об этом объявили уже многие бренды, от массовых до премиальных. Условия и сроки разнятся.
Например, корейские Kia, Hyundai и Genesis накидывают месяц к расчетному годовому интервалу ТО, но пробег превышать всего равно нельзя. Это при условии, что ограничения снимут 30 апреля, чего, очевидно, не произойдет. Так что, вероятно, условия еще будут пересмотрены. Mercedes обозначил больший период – до конца июня. Немецкий бренд закроет глаза даже на перепробег до нескольких тысяч километров. Группа Jaguar Land Rover допускает просрочку на два месяца или 2000 километров. Аналогичные акции чуть ли не ежедневно объявляют все новые марки.
Гарантийный срок порой ценнее планового ТО: поломка может оказаться весьма дорогостоящей. Обидно, если машина простоит несколько недель, гарантия истечет, и дефект всплывет уже после снятия режима самоизоляции. Производители тоже это предусмотрели. Некоторые заявили, что период бесплатного устранения неисправностей продлевается на срок, в течение которого нарушена нормальная работа дилерских центров. Так что на этот счет можно не беспокоиться. Наверняка и те бренды, кто не объявлял о поблажках во всеуслышанье, после возвращения жизни к нормальному ритму не станут отказывать клиентам. В грядущий период низких продаж и снижения доходов людей важно сохранить лояльность аудитории.
С обслуживанием ясно. А если я хочу купить машину в это сложное время? Не все успели в марте обновиться и теперь переживают за накопления. Тем более, что автомобили по старым прайсам в наличии еще есть. В частности, о заморозке цен до конца апреля объявил Renault, а Toyota и Lexus обещают держать их до конца мая. Сделали такие же ходы и некоторые другие бренды.
Онлайн-шоурум, в котором отображаются все автомобили в наличии у дилеров, есть нынче почти у всех марок. Минимальный функционал – это забронировать машину по обозначенной цене, застраховав себя от подорожания. Обычно есть возможность подтвердить намерения минимальной предоплатой. Дальше сложнее. Если вам необходима услуга trade-in, ничего не поделаешь, придется ждать снятия ограничений. В лучшем случае, получите приблизительную онлайн-оценку, которая часто расходится с реальной.
Если же от старой машины вы успели избавиться, можно двигаться дальше. Документы на оформление кредита примут и одобрят по интернету. У отдельных брендов можно оплатить картой или переводом со счета всю стоимость покупки разом. Все, автомобиль формально ваш. А получить? Практически нигде на сегодняшний день автосалонам на прием посетителей и выдачу машин работать нельзя. Снова придется ждать конца самоизоляции. Правда, кое-кто готов по согласованию привезти покупку на эвакуаторе прямо к вашему подъезду. В частности, такой сервис запустили «Лада» и Chery. Причем автомобиль перед выдачей еще и продезинфицируют!
Уже купившим автомобили в кредит тоже вышли поблажки. Банки и производители отказываются от взимания комиссии, если клиент не может внести очередной взнос привычным ему способом с нулевым процентом.