Сергей Знаемский
Фото:
компании-производители
Говорим «трактор с автомобильными генами» — подразумеваем Lamborghini. Впрочем, многие вспомнят еще и Porsche. Знатоки назовут Ford и Mitsubishi. А тем, кто знает, например, про International Harvester, можно смело вручать хрустальную сову. Но в этом ряду должен быть еще и Fiat. Его подразделение Fiat Trattori, которое позже превратилось в конгломерат FiatAgri, не просто выпускало тракторы под маркой Fiat, а делало это на заводе в Модене. Неудивительно, что и дизайном для них занималось ателье Pininfarina. Правда, это было еще в середине 70-х на фиатовских тракторах серии 80, но теперь история в некотором роде повторяется. Pininfarina представила концепт трактора New Holland Straddle для концерна CNH Industrial, который принадлежит семье Аньелли.
New Holland изначально американский производитель сельхозтехники со столетней историей. В 80-х фирма принадлежала Форду, в 90-х — Фиату, а сегодня является одним из брендов группы CNH Industrial наряду с марками Iveco, Steyr Tractors, Heuliez Bus, Magirus и другими.
Straddle создан для работы на виноградниках. Причем не на любых, а на «премиум-виноградниках в Шампани, Бордо и Бургундии», как уверяют разработчики. Лоза в этих виноградниках высажена предельно узкими рядами. Собственно, отсюда и название Straddle, которое означает езду верхом: новый трактор наделен колеей такой ширины, что пропускает между колесами сразу два ряда лозы, а тракторист восседает над всем этим в своей высокой кабине. Четыре колеса снабжены индивидуальными электромоторами, но, судя по выхлопной трубе и воздухозаборникам, трактор все же приводится в действие гибридной силовой установкой.
Облик и интерьер разработаны под началом пининфариновского шеф-дизайнера Кевина Райса, который известен своей прежней работой в компаниях BMW и Mazda. Вряд ли мистер Райс назовет работу над тракторами пределом своих дизайнерских мечтаний, но заказы от производителей сельхозтехники и коммерческого транспорта всегда составляли важную часть портфолио итальянских дизайнерских ателье. Pininfarina, которая прежде работала на Fiat, уже в наше время создала дизайн трактора для компании Zetor, а Italdesign сотрудничает с Lamborghini Trattori, фирмой SAME из Бергамо и с немецкой компанией Deutz-Fahr. И это только из сферы тракторов, а еще, например, есть железнодорожный транспорт, где тот же Italdesign помогал создавать локомотивы для Трансмашхолдинга и вагоны для московского метро.
Просто автомобильных заказов у этих грандов дизайна сегодня немного. Pininfarina не творит для Ferrari с 2011 года, а в 2015-м была продана концерну Mahindra и в наши дни чаще работает на стартапы с Востока (Foxconn, VinFast, Karma, Grove, Hybrid Kinetic), чем на гигантов автобизнеса (последним крупным европейским дизайн-проектом был концепт-кар BMW Gran Lusso Coupe 2013 года). Но ателье планирует вернуться в большую игру с собственным электрическим 1900-сильным суперкаром Pininfarina Batista, который разработан вместе с фирмой Rimac и будет выпущен тиражом 150 машин по цене 2 млн долларов за каждую. Тракторы такой выручки, очевидно, не обещают.