—>
Игорь Владимирский
Фото:
компания Lotus
Вот и еще один традиционный производитель спорткаров представил свой первый кроссовер. В компании Lotus давно грезили подобным автомобилем и даже подготовили в 2006 году концепт-кар Lotus APX с пятидверным алюминиевым кузовом и компрессорным мотором V6. Однако ресурсов для доводки и организации производства таких машин тогда не нашлось.
Все это появилось только после того, как Lotus перешел под крыло холдинга Geely. С деньгами и возможностями новых китайских хозяев давняя мечта наконец стала реальностью. Но проект APX достали с полки и… выбросили в урну. Увы, новых бензиновых Лотусов больше не будет: последним стал спорткар Emira, хотя ему уготована долгая конвейерная жизнь на радость петролхедам. А разработку кроссовера пришлось начать с нуля — уже в формате электромобиля.
Над паркетником работали инженерные центры в Англии, Китае и Германии. Пригодился и опыт шведско-китайской марки Polestar, которая тоже входит в империю Geely. И вот перед нами готовый к производству Lotus Eletre, который в компании позиционируют как Hyper-SUV, то есть гиперкроссовер. И который, казалось бы, предал забвению все заветы основателя компании Колина Чэпмена о том, что автомобили Lotus должны быть простыми и легкими.
Eletre — первый Lotus с пятидверным кузовом. Хотя машины со вторым рядом сидений уже были в истории фирмы. Это очень крупный автомобиль, сопоставимый по размерам с кроссовером Lamborghini Urus. Длина — 5103 мм, высота — 1630 мм, а ширина превышает два метра. Между осями здесь 3019 мм. Но если бензиновый Urus тянет на 2200 кг, то для нового электрического Лотуса заявлена снаряженная масса 1995 кг! Как ни странно, принципам Колина Чэпмена нашлось применение и здесь.
Силовая структура кузова выполнена из высокопрочной стали и алюминия, при этом внешние панели — алюминиевые и углепластиковые. Над обликом кроссовера работал штатный дизайнер Бен Пейн, но куратором проекта выступил прославленный Питер Хорбери, который в прошлом году оставил пост вице-президента по дизайну в компании Geely и перешел в британский Lotus. По его словам, силуэт со сдвинутым вперед салоном — это фирменная черта среднемоторных спорткаров компании.
Lotus Eletre имеет продвинутую систему активной аэродинамики. Подвижный спойлер на корме (предусмотрено три положения с разным углом атаки) лишь полдела. Воздухозаборник в нижней части переднего бампера имеет активные заслонки в виде треугольных сот, которые открываются только при необходимости, направляя воздух к тормозам и радиаторам системы охлаждения тяговой батареи и электромоторов.
Вместо боковых зеркал установлены камеры, хотя их будут предлагать только на тех рынках, где они разрешены. Остальным достанутся обычные зеркала. Вся оптика светодиодная, задние фонари во время стоянки могут показывать шкалу заряда тяговой батареи. Максимальный диаметр колес — 23 дюйма, опционная стеклянная крыша — без открывающейся секции.
А еще Lotus Eletre за доплату может иметь четыре лидара для будущего автопилота: они встроены в крышу (спереди и сзади) и в передние крылья, а выдвигаются только при необходимости. На первых порах они будут работать в составе стандартного комплекса электронных ассистентов, полноценный же автопилот четвертого уровня появится вместе с обновлением программного обеспечения, хотя в компании не уточнили, когда это случится.
Кроссовер стал первой моделью на новой модульной платформе EPA (Electric Premium Architecture) с 800-вольтовой электросистемой. Lotus Eletre имеет пневматическую подвеску с адаптивными амортизаторами и задней пятирычажкой. А среди опций — регулируемый дорожный просвет, полноуправляемое шасси, активные стабилизаторы и углерод-керамические тормоза с десятипоршневыми механизмами (базовые тормоза проще).
Электромоторы выполнены в едином модуле с редуктором и блоком управления — опять же для снижения массы. Дебютная версия кроссовера имеет два двигателя (по одному на каждой оси) суммарной мощностью «более 600 л.с.». Предусмотрены ездовые режимы Range, Tour, Sport, Off-Road и настраиваемый Individual. Емкость тяговой батареи — «более 100 кВт∙ч», а примерная дальность хода на одной зарядке — около 600 км.
До «сотни» кроссовер сможет разогнаться менее чем за три секунды против 3,6 с у того же Уруса. А вот максимальная скорость лишь 260 км/ч против 305 км/ч у бензинового Lamborghini. Бортовое зарядное устройство постоянного тока поддерживает мощность до 350 кВт: за 20 минут можно восполнить заряд для пробега 400 км. Устройство переменного тока рассчитано на 22 кВт.
Lotus Eletre может иметь салон на четыре или пять посадочных мест: в первом случае сзади установлены раздельные кресла с массивным центральным подлокотником и встроенным в него девятидюймовым экраном. Для обивки сидений использована дорогая ткань Kvadrat с примесью шерсти, а в отделке преобладают пластик, сделанный из вторсырья, и углепластик.
Вместо привычных приборов перед водителем установлен экранчик высотой всего 30 мм, на который выводится самая основная информация. Такой же вспомогательный дисплей есть и у пассажира. Для всего остального есть штатный проекционный дисплей с дополненной реальностью и центральный OLED-экран медиасистемы диагональю 15,1 дюйма. Еще никогда автомобили Lotus не были столь медиапродвинутыми: тут и доступ в интернет, и голосовое управление, и много чего еще. На выбор есть две аудиосистемы фирмы KEF: базовая имеет 15 динамиков и мощность 1380 ватт, продвинутая — 23 динамика и 2160 ватт.
Выпускать кроссоверы будут отнюдь не в Англии. Для премиум-семейства электромобилей построен новый завод Lotus в китайском Ухане, который обошелся в 1,2 млрд долларов. Его производственная мощность — 150 тысяч автомобилей в год. Такого количества машин Lotus не выпустил за всю свою более чем 70-летнюю историю!
Производство начнется в конце этого года, а продажи — в начале 2023-го, причем старт одновременно состоится в Китае, Великобритании и континентальной Европе. Позже начнутся поставки и в другие регионы мира. Ориентировочная цена — от 120 тысяч евро. Потом гамма будет расширяться: в 2023-м появится «четырехдверное купе» класса E (Lotus Type 133), то есть некий аналог электромобиля Porsche Taycan, а на 2025 год назначен дебют более компактного кроссовера класса D с кодом Type 134.