—>
Петр Михайлов
С сегодняшнего дня в России фактически перестает работать система Е-Гарант, которая действовала на сайтах страховщиков при покупке электронного полиса ОСАГО на случай наличия технических проблем в работе систем страховщика. В реальности же в Е-Гарант страховщики «сливали» всех неугодных клиентов, которые, по оценке самой компании, были слишком убыточными для нее. При отправке в Е-Гарант клиент мог выбрать полис любой другой страховой компании, и после прохождения всех проверок его иногда удавалось заключить. Правда, после этого полис почти сразу могли расторгнуть за сообщение ложных сведений. Отключение Е-Гаранта должно было произойти еще в январе, но процесс затянулся. Теперь эта система будет работать только для машин, зарегистрированных в Крыму и Севастополе.
Вместо системы Е-Гарант страховщики ОСАГО теперь смогут перестраховывать полисы, которые они считают убыточными. С 20 апреля Российский союз автостраховщиков (РСА) запускает перестраховочный пул, к которому обязаны присоединиться все страховые компании, имеющие лицензию на ОСАГО. Суть перестрахования в том, что одна страховая компания страхует у другой часть взятых на себя рисков. Такая практика широко распространена в других видах страхования, но в ОСАГО пока практически не использовалась, хотя и давно предусмотрена законом.
Страховая компания может перестраховать любой полис ОСАГО, по которому установлена максимальная базовая ставка из тарифного коридора, определенного Указанием ЦБ о тарифах ОСАГО. При этом клиент даже не узнает о том, что его полис перестрахован: это внутреннее дело страховщика. Зато теперь клиенты смогут заключить полис в любой форме — не только в электронном формате Е-ОСАГО, как ранее через Е-Гарант, но и на одном из видов бумажных бланков. При этом страховая компания передает определенную законом часть страховой премии (по предварительным данным, примерно 75—80%) в этот перестраховочный пул, а в случае убытков получает из него возмещение.
Запуск перестрахования должен существенно упростить покупку полисов ОСАГО для такси и рейсовых автобусов, для молодых или неопытных водителей, а также в традиционно «проблемных» для страховщиков регионах (например, на Дальнем Востоке). Дешево такие полисы стоить не будут, но хотя бы появится возможность купить полис, не околачивая месяцами пороги страховых компаний. Есть надежда, что эта система окажется эффективнее предыдущих попыток распределения убыточных полисов между страховщиками — системы Е-Гарант и предшествующего ей Единого агента.