С января по сентябрь включительно в мире продано без малого 67 миллионов новых автомобилей. Государств на нашей планете больше 250, однако три четверти всего спроса приходится на 12 из них. Это Китай, США, Япония, Германия, Индия, Великобритания, Бразилия, Франция, Канада, Италия, Южная Корея и – Россия. Да, мы входим в дюжину крупнейших потребителей новых машин, так что без поправки на количество жителей, территорию страны и богатство природными ресурсами все вроде бы выглядит неплохо.
В прошлом году впервые с 2009-го мировой авторынок пошел вниз. За весь 2018-й продажи просели на 0,5%, за девять месяцев нынешнего – уже на 5,6%. Бессменный лидер последних лет – Китай – недосчитался 2,8% покупателей: минус в Поднебесной зафиксировали вообще впервые в истории. И в этом году негативный тренд сохраняется. За три квартала снижение составило более 10% (до 18,1 миллиона машин), что куда серьезнее прошлогоднего показателя. Власти обдумывают шаги по стимулированию покупательского интереса, но есть серьезные проблемы. Китайские мегаполисы переполнены автомобилями, а вне их спрос невелик из-за недостатка денег у населения. Кроме того, основные города страдают от загрязнения воздуха, и продвигать нужно не машины с ДВС, а электромобили, которых на рынке пока сравнительно немного. И стоят они дороже.
Впрочем, «золотой» позиции Поднебесной ничего не угрожает. В США дилеры реализовали всего 12,8 миллиона автомобилей. К тому же и за океаном спрос снижается, хотя и не столь заметно (всего на 1%). Тут причины другие, ведь американский рынок давно уже насыщен. На экономику не спишешь: тут все приемлемо, без острых кризисов. А дело в том, что молодому поколению машины становятся неинтересны. Даже в США, где жизнь в основном заточена под использование личного транспорта.
Отдельно отметим, что Китай и США являются мировыми лидерами по продажам электромобилей. Отдельной статистики за текущий год пока нет, но в 2018-м китайцы приобрели 769 тысяч «зеленых» машин, американцы – 209 тысяч. Третьей с огромным отставанием оказалась Норвегия (46 тысяч штук). Но, учитывая общий объем рынка северной страны, в процентном отношении она должна стоять на первом месте.
Вернемся к общим продажам. На третьем месте закрыла три квартала Япония: 4,1 миллиона автомобилей и рост на 3%. В Стране восходящего солнца сталкиваются с теми же трендами, что и в остальных развитых странах (включая упомянутую выше проблему с молодежью), но пока местные дилеры умудряются выходить в плюс.
Сместить Японию с третьего места у преследователей не получится, так что при отсутствии потрясений топ-3 стран (Китай, США, Япония) сохранит свои позиции в обозримом будущем. Четвертую строчку занимает Германия. На самом крупном европейском рынке за январь-сентябрь продано 2,7 миллиона автомобилей, что также на 3% лучше аналогичного периода прошлого года.
Главный успех в мировой статистике показала Индия: взлет вверх на 16%, до 2,2 миллиона машин. У страны огромный потенциал для роста. Сейчас многие автоконцерны рассматривают ее как второй самый лакомый кусок после Китая. Учитывая переход последнего к фазе спада, в ближайшее время стоит ожидать активизации работы ведущих брендов в Индии. Но пока это все щедрые авансы: основная масса населения государства слишком бедна, чтобы позволить себе новый автомобиль.
Великобритания, идущая на шестом месте (1,939 миллиона машин и рост на 2%) едва не уступила Бразилии (1,935 миллиона машин и рост на 9%). Южноамериканская страна показала второй по положительной динамике результат после Индии и тоже рвется в число грандов. Что характерно: и в Бразилии, и в Индии представлено немало оригинальных машин хорошо известных нам брендов. Их разрабатывают и запускают специально для этих быстрорастущих рынков. Мы тоже такими не обделены, но все же эксклюзива для других стран в России мало.
Места с восьмого по двенадцатое сопровождаются знаком минус в статистике. Это Франция (1,6 миллиона машин, -1%), Канада (1,5 миллиона машин, -4%), Италия (1,5 миллиона, -2%), Южная Корея (1,3 миллиона, -4%) и Россия (1,3 миллиона, -2%).
Как видите, на фоне остальных стран-лидеров у нас дела обстоят не самым худшим образом. А снижение спроса оказалось более чем вдвое скромнее общемирового. Хотя, если принять во внимание состояние внутренней экономики России, то стоит удивиться: падение должно быть куда больше двух процентов, ведь покупательская способность населения падает с 2014 года. Посмотрим, какие цифры в итоге покажет весь 2019 год. Предпосылок для перехода к плюсу (как в России, так и в мире в целом) в наступающем году, к сожалению, не видно.