В воскресенье в условиях сильного снегопада на ледовой трассе в шведском местечке Пите-Хавсбад проходили интереснейшие индивидуальные заезды Гонки чемпионов 2022 года.
Первыми на старт вышли заокеанские гонщики Хелио Кастроневеш и Колтон Херта, и сегодня их соперничество приобрело ещё более принципиальный характер, потому что в следующий тур может пройти только один из них, а второй сразу выбывает из борьбы.
Всё решал единственный заезд на мотовездеходах Polaris, оба пилотировали неплохо, но победил гонщик Indycar Колтон Херта.
Следом всех ждал ещё более интересный дуэт Мика Шумахера и Джейми Чэдвик, двукратной чемпионки W Series. Они соперничали за рулём ралли-кроссовых машин, и тут надо напомнить, что кроме женского чемпионата британская гонщица ещё выступает во внедорожой серии Extreme E, и эти навыки Джейми очень пригодились: она выиграла заезд, а гонщик Формулы 1 прекратил дальнейшее участие в ROC.
Теперь Джейми предстояло поспорить за право выйти в четвертьфинал с Колтоном Хертой. На этот раз они пилотировали ралли-кроссовые электромобили, и казалось, что борьба идёт на равных, но тут Чэдвик допустила ошибку, перестаралась в одном из поворотов и врезалась в снежный бруствер. В следующий тур ROC вышел Колтон.
После заезда Джейми призналась, что ужасно разозлилась на себя за этот промах, но сказала, что участие в Гонке чемпионов доставило ей большое удовольствие, и она хочет обязательно выступить в этих соревнованиях вновь.
Далее на мотовездеходах померились мастерством Себастьян Феттель и ещё одна представительница W Series, Эмма Кимиляйнен. Четырёхкратный чемпион мира весьма уверенно стартовал, отлично пилотировал, но финская гонщица не отставала, однако в итоге Себастьян выиграл. В четвертьфинале гонщику Aston Martin F1 предстояла дуэль с Колтоном Хертой, выступающим в IndyCar за Andretti Autosport.
После заезда Себастьян сказал: «Очень скользко, но этого и следует ожидать от ледовой трассы! Для меня такое покрытие несколько непривычное, но с каждым заездом я пилотирую всё увереннее, и будем надеяться, что сегодня я продержусь дольше, чем вчера!» Забегая вперёд, скажем, что ему это отчасти удалось.
Два знаменитых чемпиона, Мика Хаккинен и Джимми Джонсон, сошлись в поединке за рулём спорткаров Porsche – вчера выяснилось, что 425-сильные машины весьма норовисто ведут себя на ледовой трассе, и укрощать их не так просто даже для таких мастеров. Но, как ни удивительно, калифорниец Джонсон с большим преимуществом одолел северянина Хаккинена!
В состав следующей пары по итогам жеребьёвки вошли два других ветерана автоспорта, Дэвид Култхард и Том Кристенсен по прозвищу «Мистер Ле-Ман». Они соревновались на электрических ралли-кроссовых RX2e, и датчанин пилотировал практически безошибочно, чего не скажешь о Култхарде, который зацепил снежный бруствер уже в первых поворотах. И всё-таки Дэвиду почти удалось отыграться, на финише он уступил Кристенсену лишь пару десятых, но всё-таки уступил. Это означало, что в четвертьфинале Тому предстояло встретиться c Колтоном Хертой.
После этого заезда организаторам пришлось выпустить на трассу грейдеры, чтобы привести покрытие в порядок перед тем, как начнут соревноваться мастера ралли и ралли-кросса, специально объединённые в отдельную группу. Конечно, в этом есть своя логика, ведь техника, которая используется в ROC, им более привычна, чем представителям формул.
Два раллиста, но из разных частей света, юный норвежец Оливер Сольберг и мексиканец Бенито Гуэрра, были первыми в этой группе, кто вышел на старт за рулём мотовездеходов. После первого круга преимущество Оливера уже превышало три секунды – как и накануне, Сольберг-младший, выступающий в WRC за заводскую команду Hyundai, пилотировал великолепно, и выиграл этот заезд.
Далее на трассу вышли два легендарных раллиста, Петер Сольберг, отец Оливера, и Себастьен Лёб. Тут уж силы должны быть равными, но задачу обоим усложняло то, что они пилотировали ралли-кроссовые электромобили, что для них всё-таки не совсем привычно. Оба пилотировали безупречно, но лишь до последней короткой прямой: на разгоне Сольберг чуть «перегазовал», его машину начало заносить, и в этот момент Лёб первым пересёк линию финиша.
Следом за право выйти в четвертьфинал спорили два шведских мастера ралли-кросса, Тимми Хансен и Йохан Кристофферссон. Вроде бы, за рулём RX Supercars оба были в своей стихии, однако Хансен допустил грубую ошибку в пилотировании. Его машину сильно занесло, бросило на снежный бруствер, после чего она оказалась на «чужой» части трассы. Мощная и лёгкая машина позволила вернуться назад, но понятно, что победа была присуждена Кристофферссону.
Начался сильный снегопад, что сказалось на состоянии покрытия. Пилотировать стало сложнее, и это почувствовали на себе Дидье Ориоль и Маттиас Экстрём, соревновавшиеся на Porsche. Швед справился с такими условиями намного лучше, тем более что Дидье допустил сильную пробуксовку на старте. Теперь Экстрёму предстояло поспорить за право выйти в полуфинал со своим соотечественником, Йоханом Кристофферссоном.
В следующей паре четвертьфиналистов Себастьян Феттель пилотировал ралли-кроссовую машину явно увереннее, чем Колтон Херта, и выиграл первый заезд. Во втором им предстояло поменять «оружие» и продолжить борьбу на мотовездеходах.
Именно на этой технике Polaris в своём первом заезде в четвертьфинале соревновались два других представителя Европы и Америки, Том Кристенсен и Джимми Джонсон. Успеха добился девятикратный победитель «24 часов Ле-Мана».
Далее на спорткарах Porsche на трассу выехали Оливер Сольберг и Себастьен Лёб, два мастера ралли, юный и 47-летний, и тут победил опыт, причём девятикратный чемпион WRC пересёк линию финиша намного раньше соперника, в очередной раз продемонстрировал прекрасную технику пилотирования.
Следом на ралли-кроссовых электромобилях соревновались два шведа, Кристофферссон и Экстрём. Йохан до этого выступал практически идеально, но тут допустил небольшую ошибку в начале первого круга, после чего пришлось отыгрываться. И ему это удалось, он пересёк линию финиша всего на одну сотую долю секунды раньше соперника!
Пришло время второго заезда Колтона Херты и Себастьяна Феттеля, споривших на мотовездеходах за право выйти в полуфинал. Калифорниец лидировал после первого круга с преимуществом почти в две секунды. Всё решал второй круг, причём Колтону мало было просто победить, важно было сделать это с большим преимуществом, чем было у Себастьяна в первом заезде. Херта пересёк линию финиша на 1,2 секунды раньше, но этого не хватило, чтобы по итогам двух заездов опередить соперника, и в полуфинал вышел Феттель.
Том Кристенсен и Джимми Джонсон во втором заезде выясняли отношения на ралли-кроссовых RX Supercars, и Джонсон довольно уверенно лидировал с самого начала заезда. Кристенсен пытался отыграться, и хотя победа досталась американцу, в полуфинал прошёл его соперник – всё решила разница в фактических результатах, зафиксированная секундомером.
Во втором заезде Сольберга-младшего и Лёба борьба шла на равных, и произошло невероятное: их ралли-кроссовые машины пересекли линию финиша одновременно! Системы хронометража не зафиксировали вообще никакой разницы, но благодаря преимуществу в первом заезде в полуфинал вышел француз.
Свой следующий заезд пара Кристофферссон – Экстрём провела на мотовездеходах. Два соотечественника, два шведских чемпиона мира по ралли-кроссу умеют справляться с такой техникой и с такими условиями, и на этот раз Маттиас был быстрее, одолев Йохана с преимуществом, позволившим ему выйти в полуфинал.
В итоге в следующем туре Себастьяну Феттелю предстояло гоняться с Томом Кристенсеном, а Себастьену Лёбу – с Маттиасом Экстрёмом. Обе пары полуфиналистов выглядели вполне логично, это действительно одни из сильнейших гонщиков мира, и заключительные полтора часа Гонки чемпионов должны были выявить абсолютного победителя.
В первом полуфинальном заезде Феттель и Кристенсен выступали за рулём ралли-кроссовых электромобилей. Увы, Кристенсена современная техника подвела, уже на первом круге его оранжевый RX2e потерял скорость и остановился. Увы, в автоспорте такое бывает, и победа досталась Себастьяну. Но в полуфинальном туре может быть до трёх заездов, в зависимости от итогов второго поединка, так что для датчанина ещё не всё было потеряно.
Далее на старт на заднеприводных спорткарах Porsche вышли Лёб и Экстрём. Формально для шведа, в прошлом чемпиона DTM, такая техника должна быть привычнее, но пилотировать-то надо было на ледовой трассе, да ещё в условиях сильнейшего снегопада, так что шансы можно было считать равными. За рулём этих машин какие-то помарки допускали оба, однако первый заезд выиграл легендарный французский раллист.
В своём втором заезде Феттель и Кристенсен пилотировали мотовездеходы, и в случае победы Себастьяна он и выходил в финал. Было видно, что гонщик Формулы 1 рискует по максимуму, и это принесло ему победу! Первый финалист ROC определился.
Теперь за рулём RX Supercars вновь соревновались Лёб и Экстрём. После первого круга Себастьен лидировал с преимуществом в 0,7 секунды, однако швед отыгрался, а это означало, что им предстоял ещё один, третий полуфинальный заезд. Кстати, на счету обоих по три победы в Гонках чемпионов прошлых лет, а рекорд принадлежит Дидье Ориолю, который выигрывал ROC четырежды.
В этом, очень важном заезде, им надо было пилотировать электромобили RX2e. Рисковали оба, но после первого круга впереди был Лёб, причём с большим преимуществом, которое он на втором круге только нарастил и выиграл.
Это означало, что в финале силами померяются тёзки – Себастьян из Формулы 1, четырёхкратный чемпион мира, и Себастьен из WRC, у которого девять титулов. Кто из них добавит в список своих достижений победу в ROC в 2022 году решали заключительные заезды на ледовой трассе, состояние которой к концу дня становилось всё хуже.