—>
Игорь Владимирский
Фото:
фирма-производитель
Стартап под названием All Terrain All Electric Ltd образован в 2019 году двумя энтузиастами внедорожных вылазок — Расселом Петерсоном и Россом Андерсоном. Легенда гласит, что во время одного из таких путешествий они договорились создать собственный вездеход, изначально заточенный под тяжелые условия эксплуатации. С самого начала партнеры решили не «изобретать колесо» и по максимуму использовать готовые решения, но при этом вездеход непременно должен быть электрическим.
Уже в следующем году компания взяла торговую марку Munro (в честь шотландских гор Мунро), а осенью 2021-го был построен первый ходовой прототип большого пятидверного внедорожника. Имея на руках действующий образец, разработчики начали искать заказчиков и привлекать инвесторов, хотя пока речь идет о совсем скромных суммах. Например, минувшей весной фонд Elbow Beach Capital выделил Munro 750 тысяч фунтов стерлингов — нынче в такую сумму уложится не всякий гиперкар, а тут речь об инвестициях в развитие компании. Тем не менее разработка машины уже завершена, и в Шотландии представлен внедорожник Munro Mk_1.
Если электромобиль с таким дизайном кажется вам знакомым, то это неспроста. Дизайнер Росс Комптон, работавший над финальной версией Munro Mk_1, прежде трудился над близкими по формату внедорожниками Bollinger и Atlis. Плоские поверхности, острые грани — все в лучших традициях армейского транспорта. Хотя основными клиентами разработчики видят шахтеров, фермеров и строителей. В основе лежит мощная стальная рама с толщиной профиля 5 мм. Силовая структура кузова тоже стальная, но внешние панели алюминиевые. Можно выбрать из двух видов креплений кузова к раме: резиновые опоры дают больше комфорта, алюминиевые — повышенную прочность. В передние крылья встроены запираемые боксы, где можно хранить мелкий инструмент или грязные перчатки.
Первым представлен пятидверный универсал с колесной базой 3302 мм, пятиместным салоном и закрытым грузовым отсеком, хотя в проекте есть различные пикапы и пассажирский вариант с тремя рядами сидений. Салон имеет простую отделку и не боится воды, а крупные кнопки и переключатели расставлены таким образом, чтобы ими можно было пользоваться в перчатках. На плоской передней панели — экраны для приборов и медиасистемы.
Munro Mk_1 имеет только один электромотор и классическую внедорожную трансмиссию с двухступенчатой раздаточной коробкой, карданными валами и тремя дифференциалами. Центральная блокировка есть уже в базе, за межколесные блокировки нужно доплачивать. Тяговый электродвигатель установлен под передними сиденьями и сблокирован с раздаткой, причем разработчики выбрали современный мотор с осевым магнитным потоком. Он дороже привычного для электромобилей агрегата с радиальным потоком, но при этом вдвое легче и раскручивается только до 8000 об/мин, что позволяет использовать более компактный редуктор. Отдача электромотора — 381 л.с. и 700 Нм, но предусмотрена и версия на 299 л.с.
Литий-ионный тяговый аккумулятор с катодом из сплава оксида никеля, марганца, кобальта и лития расположен в трех алюминиевых боксах под днищем. Общая емкость — 82 кВт∙ч, но в плане есть версия на 61 кВт∙ч. Полной зарядки должно хватить на 270 км пробега или на 16 часов работы в условиях бездорожья (по аналогии с мото-часами у строительной техники). На борту есть зарядное устройство переменного тока мощностью 22 кВт и постоянного тока на 100 кВт.
Шотландский вездеход имеет пружинную подвеску с неразрезными мостами. Дорожный просвет под их картерами насчитывает 290 мм, а под днищем — аж 480 мм. Заявленная глубина преодолеваемого брода — 800 мм. Munro Mk_1 может взять на борт одну тонну груза и тащить прицеп массой 3,5 тонны. Максимальная скорость — всего 129 км/ч, однако до «сотни» этот электрический великан может разогнаться всего за 4,9 с. В тормозах использованы невентилируемые диски — чтобы их не забивало грязью.
Изначально в компании предполагали, что такой электрический внедорожник будет стоить около 75 тысяч фунтов стерлингов, но каким-то чудом снизили цену на треть: сейчас открыт прием заказов на машины с указанной ценой 50 тысяч фунтов (без налога). Заявленный срок службы машины — 50 лет, а тяговый аккумулятор должен сохранять первоначальную емкость в течение восьми лет или 160 тысяч километров.
Ручная сборка внедорожников на фабрике в Глазго должна начаться уже в следующем году, но будет выпущено только 50 машин. А на 2024 год запланирован запуск отдельного завода в центральной Шотландии, где на первых порах смогут делать 250 машин в год, а впоследствии нарастить объем до 2500 штук ежегодно. Таким образом, Munro станет первым шотландским автозаводом за более чем сорокалетний период, ведь предприятие Peugeot-Talbot закрылось еще в 1981 году и после этого в стране не выпускали легковых автомобилей.