Игорь Владимирский
Концерн Volkswagen неоднократно заявлял о планах расширения электромобильного семейства и недавно анонсировал Project Trinity следующего поколения. К 2030 году 60% выпускаемых глобально автомобилей концерна будут иметь электропривод. Но электрическое будущее — это не только сами машины, а еще соответствующее производство и инфраструктура. Этими вопросами в компании тоже занимаются. Планы — наполеоновские.
К 2030 году Volkswagen намерен открыть в Европе шесть заводов по выпуску тяговых аккумуляторов, которые на манер Теслы названы гигафабриками (gigafactory). Расчетная производственная мощность каждой — 40 ГВт·ч батарей в год, то есть все вместе они будут ежегодно выпускать аккумуляторы общей емкостью 240 ГВт·ч. Например, первая тесловская гигафабрика в Неваде сейчас имеет мощность около 39 ГВт·ч в год.
Первый завод из этого списка заработает в 2023 году — это совместное предприятие компаний Volkswagen и Northvolt в шведском городе Шеллефтео. Открытие второго завода запланировано на 2025 год в немецком Зальцгиттере. Местоположение других четырех гигафабрик пока не определено. Тем временем еще в январе этого года в том же Зальцгиттере Volkswagen открыл первый собственный завод по утилизации старых аккумуляторов.
Что касается самих батарей, то в ближайшие годы концерн планирует снизить их удельную цену более чем вдвое — ниже отметки 100 евро за кВт·ч. В том числе благодаря унификации ячеек: одни и те же блоки будут использованы при производстве аккумуляторов для 80% выпускаемых электромобилей (от маленьких легковушек до грузовиков). Для оставшихся 20% машин будут использоваться уникальные решения. А среднее время полной зарядки от «быстрых» терминалов должно снизиться с нынешних 25 минут до 12 минут в 2025 году.
Volkswagen планирует расширение сети зарядных станций. Концерн сотрудничает с разными провайдерами по всему миру. Например, основной партнер в Европе — Ionity, но он далеко не единственный. Уже достигнуты соглашения о совместной работе в этой области с британским нефтегазовым гигантом BP, испанской энергетической компанией Iberdrola и итальянской Inel. С их помощью к 2025 году европейская сеть будет включать 18 тысяч экспресс-зарядок — это в пять раз больше, чем сейчас. В Северной Америке Volkswagen сотрудничает с сетью Electrify America, а в Китае концерн работает в составе совместного предприятия CAMS.