Игорь Владимирский
Фото:
autohome.com.cn | компания Volkswagen
Казалось бы, китайский автопром уже прошел эпоху дикого плагиата и местные компании способны выпускать автомобили с собственным дизайном. Но на автосалоне в Шанхае удивила компания Great Wall. Стенд ее дочернего бренда Ora, созданного специально для электромобилей, украшает концепт-кар Punk Cat, явно срисованный с классического немецкого Жука.
Схожесть действительно потрясающая! Форма крышки переднего багажника, пухлые крылья, контур лобового стекла… Все сделано по лекалам раннего Фольксвагена. Разве что дверей у китайского концепт-кара четыре вместо двух, хотя у Жука тоже были подобные удлиненные варианты, так и не пошедшие в серию. Ну и конечно, у модели Ora Punk Cat современная светодиодная оптика и легкосплавные колеса. А в салоне и вовсе экраны и сенсоры.
Пока это лишь концепт-кар, поэтому разработчики не стали обнародовать технические характеристики. Известно лишь, что это электромобиль. Однако китайские СМИ утверждают, что уже к концу этого года Ora Punk Cat станет серийной машиной. Беда в том, что у компании Volkswagen китайцы разрешения не спрашивали. И юристы немецкого автопроизводителя уже взялись за дело: заявлено, что в ближайшие дни будет проведен необходимый анализ дизайна машины и, скорее всего, подготовлен иск в суд.
Подобные дела о плагиате автодизайна крайне сложные и далеко не всегда выигрышные. Многие автопроизводители пытались судиться с китайскими компаниями, но в большинстве случаев местный суд вставал на сторону «своих». Хотя были и исключения. Например, компания Jaguar Land Rover все-таки добилась у фирмы Jiangling Motor Holding запрета на производство и продажу кроссовера Landwind X7, бессовестно скопированного с модели Range Rover Evoque. Британцы даже получили денежную компенсацию, но судебный процесс занял аж четыре года: его начали в 2015-м и закончили лишь в 2019-м.
Нет сомнения, что у Фольксвагена сильный юридический отдел, но и компания Great Wall, надо думать, решилась на показ модели Ora Punk Cat после основательной подготовки. Даже за пределами китайского рынка были прецеденты, когда суд не усматривал прямого копирования у автомобилей. Свежий пример — с той же компанией Jaguar Land Rover, которая усмотрела во внедорожнике Ineos Grenadier копию классического Дефендера. Grenadier действительно создавался по мотивам Дефа, этого никто не скрывал, но точечных изменений в дизайне оказалось достаточно, чтобы британский суд в 2020 году встал на сторону концерна Ineos и отклонил иск Ленд Ровера. Тем интереснее, какой окажется судьба китайского электромобиля Ora Punk Cat.