Сергей Знаемский
Фото:
комитет Euro NCAP
Результаты своей последней в 2021 году сессии краш-тестов Euro NCAP озаглавил убийственными для французов словами: «Наследие Лагуны уничтожено». Дело в том, что ровно 20 лет назад, в 2001 году, Renault Laguna II стала первым в мире автомобилем, получившим пять звезд за пассивную безопасность. А теперь Zoe впервые в истории Renault получает ноль. Фиаско. Но все не так просто. За этим «бубликом» кроется любопытная история, которая многое говорит не только о машине, но и о самом рейтинге Euro NCAP.
За последние 20 лет было только два случая, когда легковушки Renault получили ниже четырех звезд в тестах Euro NCAP. Первым исключением стал Twingo, который в 2003 году заработал лишь три звезды. Однако тогда на испытания попал хэтчбек первого поколения, то есть автомобиль, который был разработан в начале 90-х. А вторая осечка случилась в 2014 году с Меганом (три звезды), когда французы забыли перевести на другие языки текстовое предупреждение о непристегнутых задних ремнях — и лишились за это одной звезды. Правда, тогда Renault быстро исправила промах и вернула автомобилю четырехзвездный рейтинг.
Во всех остальных случаях результатом были четыре или пять звезд. Включая и тест Zoe в 2013 году. То есть восемь лет назад у этого электромобиля был высший рейтинг безопасности — 32 из 36 баллов за защиту взрослых седоков и пять звезд. Что изменилось за эти восемь лет? В Zoe — немногое. В 2019 году электромобиль перенес рестайлинг, получив освеженную внешность, новый интерьер и более крупную батарею. Но кузов и шасси остались без изменений.
А вот рейтинг Euro NCAP за то же время серьезно поменялся, в нем появились новые удары и множество штрафов за отсутствие систем активной безопасности.
В обычной ситуации обновленный электромобиль не должен был снова попасть на испытания Euro NCAP, так же как не попадали на повторные тесты многие автомобили с удлиненным жизненным циклом. Например, Mini Cooper или Porsche Macan нынешних поколений перенесли уже несколько модернизаций, но на пассивную безопасность в рамках Euro NCAP были испытаны лишь однажды — в 2014 году. Однако Zoe попала в поле зрения комитета во время участия в программе оценки экологичности электромобилей Green NCAP в конце 2020 года, тогда эксперты обратили внимание, что из списка оснащения исчезла боковая подушка безопасности для головы передних седоков. Вместо нее у Zoe осталась только боковая подушка в сиденье, которая защищает грудную клетку. Это был повод для повторного приглашения к барьерам.
Ну а дальше машина, разработанная под старые требования, выступила во всей красе. Zoe получила лишь 16,4 балла из 38 возможных за защиту взрослых седоков. Ее оштрафовали за опасные элементы в передней панели, за низкую защиту шеи и груди водителя. А еще за избыточное перемещение головы задних пассажиров во время фронтального удара в жесткий барьер — это тест, которого не было в 2013 году. Также восемь лет назад не было теста на боковой удар с «дальней» правой стороны, в результате которого водитель Zoe рискует удариться головой о правую дверь.
Вдобавок в 2013 году защиту детей оценивали на манекенах, которые соответствуют пассажирам в возрасте 1,5 и 3 лет, а теперь — 6 и 10 лет. Здесь у Zoe тоже провал. Как и с защитой пешеходов.
Но приговором все же стал боковой удар о столб. Без верхней боковой подушки водитель приложился головой прямо об этот самый столб — это почти верная смерть. Почему Renault отказалась от эйрбэга? Французский портал L’argus сообщает о том, что это было сделано для снижения себестоимости исходя из того, что серьезный боковой удар в столб маловероятен для городского электромобильчика. С официальным объяснением компания Renault пока не выступала.
Кстати, кроме «головной» подушки у Zoe также нет системы автоматического экстренного торможения, системы слежения за разметкой, системы распознавания усталости водителя и даже датчиков распознавания седоков на водительском сиденье и на заднем диване. Все это вылилось в недобор баллов и в итоговый ноль звезд — хуже, чем у «китайца» Landwind CV9 в 2010 году. Хотя с точки зрения пассивной безопасности кузова это по-прежнему пятизвездный автомобиль в понятиях недавнего прошлого.
Кстати, похожая ситуация была с Фиатами. Новый Grande Punto в 2005 году получил от Euro NCAP пять звезд, а под конец своей карьеры в 2017-м — ноль. Panda третьего поколения повторила подвиг: четыре звезды в 2011 году и ноль в 2018-м. Лишний повод порассуждать о том, насколько актуален бескомпромиссный взгляд Euro NCAP на безопасность бюджетных автомобилей на оценку их оснащения активными помощниками.
Правда, в случае с Renault все-таки есть основания беспокоиться за корпоративный подход к пассивной безопасности. Ведь параллельно с Zoe был испытан еще и электромобильчик Dacia Spring, который сделан на основе китайской модели Renault City K-ZE, которая, в свою очередь, выросла из индийского хэтчбека Renault Kwid. Результат Спринга — плохая защита груди и бедер водителя, головы заднего пассажира, детей и пешеходов. Одна звезда — это худший рейтинг Euro NCAP за всю историю марки Dacia.
И все это на фоне отличных результатов у других девяти участников «зимней сессии» тестов. Пять звезд от Euro NCAP заработали автомобили с центральными эйрбэгами между передними седоками — Mercedes-Benz EQS, BMW iX, Nissan Qashqai третьего поколения, новый Volkswagen Caddy, Genesis G70 и Genesis GV70. А по четыре звезды получили Fiat 500e (невысокая защита груди водителя), «каблучок» Nissan Townstar (недобор баллов за грудь водителя и за пешеходов) и британско-китайский электрокроссовер MG Marvel R (невысокая защита груди и коленей передних седоков, шеи задних пассажиров, пешеходов).
ДОПОЛНЕНО: Двенадцатым новым автомобилем, испытанным в рамках той же серии тестов, была Skoda Fabia. Skoda заработала пять звезд и стала единственным участником декабрьской серии, получившим высший рейтинг без центральной подушки безопасности для передних седоков.