С последних чисел марта Москва, а затем остальные регионы страны ввели режим самоизоляции. Покидать места проживания разрешается, чтобы сходить к врачу или в магазин, погулять с собакой, съездить на работу. Фактически последняя причина осталась единственным поводом воспользоваться личной машиной. Всё остальное предлагается делать на минимальном удалении от дома, то есть пешком.
Прошло полторы недели, «индекс самоизоляции», придуманный «Яндексом», в Москве понемногу снижается (читай: все больше людей выходят на улицы). Однако статистика по трафику остается фантастической. К примеру, по состоянию на вчерашний день за последние сутки людей в метро стало меньше на 81%, чем год назад в тот же день, в наземном транспорте – на 77%. Но нас больше интересуют машины. Тут цифры тоже внушительные: -57% поездок на такси, -61% на каршеринге, -59% на личных автомобилях.
Это означает, что на парковках остаются сотни тысяч машин. И так по всей стране, а продлится режим самоизоляции еще как минимум три недели. У многих автомобилистов возникает вопрос: надо ли как-то готовить «железного коня» к нештатному простою?
Аккумулятор, если он находится «в форме», без проблем выдержит и две недели, и месяц: двигатель спокойно запустится. Но есть немало нюансов. Охранная система требует мизер энергии, но тратит ее постоянно. Чем навороченнее комплекс, тем активнее. Батарея может быть «подсажена» с зимы, и вы ее, конечно, не заряжали до конца. Это тоже тонкий момент. Бывают в электрике утечки тока, но владелец о них пока не знает. Несколько недель покоя покажут, есть ли они у вас. Если не боитесь оставить автомобиль без охраны, просто снимите клеммы с аккумулятора. Можно заодно занести его домой и поставить на зарядку, раз уж машина все равно стоит без дела – лишним не будет.
Зимние реагенты с кузова вы, должно быть, успели смыть. Да и немного их было минувшей зимой. Одной проблемой меньше. И все же лучше перед долгой стоянкой автомобиль вымыть. Не все имеют счастье выбора места для парковки, однако и здесь есть свои советы. Поставьте машину так, чтобы она не мешала мусоровозам и уборочной технике, не под деревьями и проводами, с которых ее будут «метить» птицы (следы их жизнедеятельности могут оставить пятна, которые уберет только абразивная полировка!). А вот прятать «железного коня» в тень, чтобы не выгорала краска, — это уже паранойя.
Выбирать идеально ровную площадку – перфекционизм, хотя некоторые и таким заморачиваются. Дескать, нагрузка на все элементы подвески равномерная, и можно не использовать стояночный тормоз, колодки которого могут «прикипеть» от длительной стоянки. Так себе аргументы: ставьте автомобиль, где понравится. Только при сильном продольном уклоне не забудьте вывернуть колеса в сторону обочины – мало ли что…
Коль вы соберетесь на мойку, закажите уж комплекс услуг с уборкой салона. Чистота и ему не повредит. А перед уходом тщательно осмотрите все укромные уголки: кое-что из забытого может напомнить о себе пренеприятным запахом. Заодно есть повод заглянуть в багажник и выложить из него ненужные уже щетку, лопату, канистру незамерзайки.
Традиционная рекомендация: оставлять транспорт на длительную стоянку с полным баком. Так в былые времена спасались от возможной коррозии. Для большинства современных автомобилей совет неактуален, ибо емкость у них пластиковая. Заполненный под пробку бензобак ничем плохим не грозит. Разве что на сильной жаре нагревшийся бензин расширится, и небольшая его часть просочится наружу.
Самоизоляция рано или поздно закончится, и нужно будет выводить «коня» из спячки. Первым делом проверьте уровни технических жидкостей. Сначала, конечно же, моторное масло. Если все в норме, запускаем двигатель. Даже если на улице тепло, дайте ему чуть больше обычного поработать на холостых, ведь смазка за долгие дни полностью покинула недра мотора и скопилась в картере.
Пару минут прогрева используйте для визуального контроля колес. Спущенная шина – дело житейское. Не бросайтесь сразу ставить запаску. В большинстве случаев давление ушло из-за естественных причин, и колесо достаточно просто подкачать. И даже когда на глаз давление в норме, не поленитесь проверить его манометром. Он есть почти на всех компрессорах, а если вы им небогаты, поможет ближайший шиномонтаж или сетевая АЗС. Владельцы автомобилей с системой контроля давления в шинах могут бездельничать: электроника просигнализирует, если что-то не так.
Тормозные диски покрываются налетом ржавчины за несколько минут после мойки или проезда по хорошей луже. Так что после «самоизоляции» они у вас точно будут коричневыми. Абсолютно ничего страшного! Через километр-два станут блестящими, как прежде. Только первые несколько нажатий на тормоз все же будьте осторожнее, ведь эффективность замедления окажется хуже обычной.
Надеемся, вторая часть этой статьи – с мерами по выводу машины из «самоизоляции» — пригодится всем нам как можно скорее.